(495) 956-08-80
Войти

Новости

12 авг. 2015

Налоговые проблемы продвижения товаров

Экспертное мнение. Рекомендуем!

Бизнес любой компании невозможен без комплекса целенаправленных мероприятий по продвижению производимых или приобретенных товаров, работ, услуг. 

Под продвижением товара (работы, услуги) понимается совокупность различных мероприятий по доведению до потенциальных потребителей информации о его достоинствах и стимулированию у них желания купить данный товар. Как правило, этот процесс осуществляется с использованием четырех основных методов:

  • маркетинговые исследования, позволяющие определить место товара на рынке и выработать ценовую политику;
  • реклама, направленная на привлечение и поддержание интереса потребителей к данному товару и поставщику;
  • дистрибуция, обеспечивающая распределение товаров по сети сбыта;
  • стимулирование сбыта путем предоставления ряда преимуществ контрагентам и розничным покупателям при приобретении данного товара у данного поставщика, в том числе предоставление скидок, премий, бонусов, бесплатных образцов товара, торгового оборудования розничным магазинам и т.п.

Несмотря на очевидную необходимость продвижения товаров, затраты на данные мероприятия вызывают ряд неоднозначных последствий при расчете налога на прибыль, НДС, а в ряде случаев – и налога на доходы физических лиц.

В соответствии с Определениями Конституционного суда от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 320-О-П и от 04.06.2007 № 366-О-П для признания расходов экономически обоснованными имеет значение лишь цель и направленность деятельности, а не ее результат. Поэтому изначально все произведенные организацией расходы по продвижению товаров можно считать обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы. Однако для минимизации налоговых проблем необходимы правильная трактовка выполненных работ, подробное обоснование их необходимости и грамотное документальное подтверждение.

Нередко налоговые органы возражают против признания для налога на прибыль расходов на маркетинговые услуги. В результате маркетинговых исследований организации проводят сбор, обработку, систематизацию, анализ информации о рынке (о товарах, потребителях, конкурентах и т.д.). Поскольку показать «материальный результат» произведенных расходов бывает сложно, основные доводы налогового органа против признания затрат для целей налогообложения − «расплывчатый» (обезличенный) характер договора; наличие у организации структурного подразделения со схожими функциями; отсутствие полного комплекта документов, обосновывающего реальное оказание услуг; неверно составленная «первичка» (в частности, акты приема-передачи).

Для исключения сомнений в реальности и экономической оправданности расходов на маркетинговые услуги важно подтвердить использование в деятельности организации полученных рекомендаций, а если возможно, оценить их положительное влияние на рост объема продаж.

Кроме того, на порядок признания расходов для налогообложения влияет формулировка договора. Так, затраты на маркетинговые исследования, связанные с изучением перспектив развития бизнеса, носят долгосрочный характер и должны учитываться при расчете налога на прибыль постепенно, в течение ожидаемого срока применения их результатов. А маркетинговые расходы для увеличения сбыта товаров можно сразу и полностью учесть на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса как «расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка».

Много сложных вопросов налогообложения возникает при осуществлении рекламных мероприятий. И первый из них – «граница» между рекламой и прочими мероприятиями, связанными с продвижением товаров, но не относящимися к рекламе. Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они, как правило, не предусмотрены в списке ненормируемых расходов и могут признаваться только в пределах установленного лимита (1% от выручки).

Следовательно, важный вопрос — четко разграничить, где реклама начинается и где она заканчивается.
В соответствии с законодательством (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе») реклама − это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. В связи с этим ключевые моменты для отнесения какой-либо информации к рекламе – это ее цель (формировать или поддерживать интерес к определенному товару или производителю) и предназначенность для неопределенного круга лиц.

Расходы, косвенно служащие цели формирования или поддержания интереса к определенному товару или производителю, не признаются судами рекламными, если их основное назначение иное. Так, нанесение логотипа на упаковку или тару не делает расходы на ее приобретение или изготовление рекламными, поскольку необходимость упаковки товара может вытекать из договора, норм закона, а при их отсутствии — обычной практики оборота. А значит, независимо от того, что нанесено на упаковку и тару, их цель — сохранность товара, а не реклама.

В соответствии с разъяснениями Федеральной антимонопольной службы (Письма ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624, от 30.10.2006 № АК/18658, от 23.01.2006 № АК/582) под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. Исходя из этого подхода и следует квалифицировать, относятся ли конкретные виды расходов к рекламным. Так, по критерию «адресности» не подпадает под определение рекламы презентация продукции для ограниченного круга лиц или рассылка буклетов на конкретные адреса с указанием наименования получателя (в частности, рассылка каталогов или буклетов своим клиентам). Вместе с тем затраты на проведение дегустации продукции в торговых залах магазинов или рассылку буклетов без указания ФИО получателя относятся к рекламным расходам и учитываются в пределах 1% от выручки (Письмо Минфина России от 04.07.13 № 03-03-06/1/25596).

Поскольку Налоговым кодексом установлен ограниченный круг «ненормируемых» рекламных расходов, адресность мероприятий по продвижению товаров может быть выгодна компании, если соответствующие расходы могут превысить лимит, установленный п. 4 ст. 264 Налогового кодекса, − 1% от выручки за отчетный (налоговый) период. Например, в случае раздачи дисконтных карт, при проведении стимулирующих лотерей, обзвоне клиентов: в качестве рекламных эти расходы учитываются для налога на прибыль в ограниченном размере, но если мероприятие сделать адресным, то положения Налогового кодекса о порядке признания рекламных расходов на данные затраты не распространяются.

Следует подчеркнуть, что бесплатная передача товаров, в том числе в рекламных целях, облагается НДС (ст. 146 НК РФ), за исключением недорогих (не более 100 руб.) рекламных сувениров (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Вместе с тем не требуется начислять НДС при распространении рекламных материалов, которые фактически не являются товаром, так как в собственном качестве реализовываться не могут (например, рекламные буклеты). Данную позицию Высшего Арбитражного Суда (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014) поддерживает Минфин (Письмо от 19.12.2014 № 03-03-06/1/65952). Однако необходимо помнить, что при отсутствии объекта обложения НДС суммы налога, предъявленные поставщиком, к вычету не принимаются, а включаются в стоимость полученных рекламных материалов (пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

В качестве подтверждения рекламных расходов налоговый орган может потребовать предъявить рекламные носители, например брошюры. Данные требования не соответствуют Налоговому кодексу: рекламные материалы не являются первичными документами, подтверждающими расходы, поэтому их наличие не является обязательным. Кроме того, в договоре на изготовление рекламной продукции, как правило, имеются все данные о продукции (количество экземпляров брошюр, формат, макет и т.п.). И суды, как правило, придерживаются аналогичной позиции. Однако наличие рекламных материалов позволит исключить претензии налоговых органов.

Нередко товар реализуется через специальную систему управления продажами и распределяется по сети сбыта с использованием дистрибьюторов. Интерес производителя состоит в том, чтобы в максимальном объеме и в кратчайшие сроки реализовывалась именно его продукция, так как от этого зависит прибыль, развитие и рост производства. При этом содержать большую структуру отдела продаж для производителя невыгодно. Поэтому зачастую предпочтение отдается профессиональным компаниям-дистрибьюторам, которые осуществляют продажи, закупая при этом у производителя продукцию большими партиями.

Если при заключении договора на оказание услуг с дистрибьютором у производителя уже отсутствует право собственности на продвигаемую по сети продаж продукцию, то налоговые органы зачастую отказывают в признании расходов на дистрибуцию и вычетах НДС. Однако суды считают, что производитель заинтересован в дальнейшем продвижении и продаже своей продукции и после ее реализации. Следовательно, правомерность отражения в налоговом учете расходов не зависит от наличия или отсутствия права собственности на продукцию (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.09 № 11175/09).

Учет расходов на продвижение товаров зависит также от состава услуг, оказываемых дистрибьютором. Если услуги носят информационный или консультационный характер (например, информирование магазинов о наличии в прайс-листе дистрибьютора товара данного производителя), то такие затраты включаются в состав «прочих» и не нормируются (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если же услуга является рекламной (например, информация о товарах размещается в журналах), то соответствующие затраты учитываются в составе рекламных расходов, которые в ряде случаев нормируются (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Важным направлением продвижения товаров является стимулирование сбыта. Для повышения заинтересованности в увеличении объема торговых сделок контрагентам могут предоставляться агитационные материалы, торговое оборудование, бесплатные образцы товаров, договорные премии; розничным покупателям − скидки, бонусы, подарки; применяются комплексные «программы лояльности», связывающие ряд торговых сетей, и многое другое. При планировании стимулирующих мероприятий следует оценить налоговые последствия, которые могут существенно различаться в зависимости от правильности трактовки мероприятия и способа его оформления.

 

В.В. Сокуренко,

к.э.н., доцент, аттестованный преподаватель ИПБР, руководитель и консультант большого количества проектов в области налогообложения, бухгалтерского и управленческого учета, финансового анализа и оптимизации затрат, автор ряда монографий и учебных пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению и антикризисному управлению

 

Материал предоставлен в рамках Партнерской программы ГК "Ю-Софт"

 

Примите участие в ближайшем семинаре по тематике:

Налоговые проблемы продвижения товаров

19 августа 2015 года с 10-00 до 13-30

Лектор: Сокуренко Вера Владимировна

01 октября
Налоговая реформа - 2025. Все материалы по теме
Для вашего удобства мы собрали все ключевые материалы по изменениям налогового законодательства в 2025 году в один обзор.
Сегодня
Правительство утвердило график переноса выходных в 2025 году
Постановление Правительства РФ от 04.10.2024 № 1335.
Сегодня
ФАС хочет ввести единые правила проведения имущественных торгов
Планируют, что новшества заработают с 1 сентября 2025 года и будут распространяться на торги, объявленные после этой даты (ст. 14 проекта).
05 октября
Росстат пояснил, как учреждениям заполнять формы по зарплате с отчетности за январь – март 2025 года
Ведомство утвердило подробные указания по заполнению таких форм...