(495) 956-08-80
Войти

Новости

4 авг. 2015

Отражение вычета по НДС возвращенных авансов при расторжении договора

В I квартале 2015 г. организация получила от покупателя аванс в счет предстоящего оказания услуг. Во II квартале 2015 г. договор с покупателем расторгнут и аванс возвращен покупателю. В какой строке декларации по НДС за II квартал 2015 г. организация должна отразить вычет НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с аванса в I квартале 2015 г.?

Ответ: Вычет НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с аванса в I квартале 2015 г., в случае расторжения договора и возврата аванса покупателю во II квартале 2015 г. отражается продавцом в строке 120 разд. 3 декларации по НДС за II квартал 2015 г.

Обоснование: На основании абз. 2 п. 5 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Согласно разъяснениям УФНС России по г. Москве, данным в Письме от 14.03.2007 № 19-11/022386, на основании п. 4 ст. 172 НК РФ в случае расторжения договора, а также возврата сумм аванса в счет предстоящей поставки товаров суммы НДС, исчисленные поставщиком такого товара и уплаченные им в бюджет с указанных сумм аванса, подлежат вычету в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом аванса, но не позднее одного года с момента его возврата. С этим согласны и судьи (Постановление ФАС Московского округа от 24.03.2011 № КА-А40/1607-11 по делу № А40-76257/10-140-393).

В соответствии с п. 22 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующей суммы оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав счета-фактуры, зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении указанной суммы, регистрируются ими в книге покупок после отражения в учете соответствующих операций по корректировке.

Согласно п. 38.8 разд. VI «Порядок заполнения раздела 3 декларации «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 − 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, в графе 3 по строкам 120 − 180 отражаются суммы налога, подлежащие вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

В графе 3 по строке 120 отражаются, в том числе, суммы налога, принимаемые к вычету налогоплательщиком-продавцом, в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 171 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные правопреемником (продавцом) с соответствующих сумм авансовых или иных платежей, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 162.1 НК РФ, при расторжении или изменении условий соответствующего договора и возврата правопреемником (продавцом) соответствующих сумм авансовых платежей покупателям согласно п. 4 ст. 162.1 НК РФ.

Таким образом, вычет НДС, исчисленного и уплаченного в бюджет с аванса в I квартале 2015 г., в случае расторжения договора и возврата аванса покупателю во II квартале 2015 г. отражается в строке 120 разд. 3 декларации по НДС за II квартал 2015 г.

 

И.В. Разумова,

Ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

 консультационно-правового

отдела Группы компаний «Ю-Софт»

Задать вопрос консультанту

09 октября
План ФХД: с 17 октября действует обновленная форма и требования
Приказ Минфина России от 30.06.2026 N 84н.
09 октября
Увеличение штрафов и новые наказания: обзор поправок к НК РФ
Правительство предлагает ужесточить налоговую ответственность за ряд нарушений. Это выразится в повышении штрафов. Также хотят ввести новые наказания. Планируется, что большинство изменений заработают 1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
09 октября
ФНС обновила форму декларации по ЕСХН
Приказ ФНС России от 03.09.2026 N ЕД-1-3/654.
09 октября
Распределение имущественного налогового вычета между супругами при покупке недвижимости в 2026 году
Супруги при покупке квартиры, земли и иной недвижимости могут получить имущественный вычет по НДФЛ. На практике часто возникают вопросы: кто из супругов может заявить налоговый вычет, как его распределяют, может ли муж получить вычет за квартиру жены, и другие.
08 октября
План закупки по Закону N 223-ФЗ: изменен перечень заказчиков для проверки в части СМСП
Дополнили перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений к таким планам проходят оценку соответствия закону в части СМСП.