(495) 956-08-80
Войти

Новости

12 апр. 2016

Готовимся к отчетности по НДС: изменения нормативной базы и актуальные вопросы

В 2016 г. законодательные поправки 21-й главы затронули немногих налогоплательщиков. Причем все НДС-поправки 2016 г. «положительные»...

В отличие от 2015 г., который принес «революционные» изменения по НДС в виде обязательных для всех электронных деклараций, в 2016 г. законодательные поправки 21-й главы затронули немногих налогоплательщиков. Причем все НДС-поправки 2016 г. «положительные».

Так, с I квартала 2016 г. большее количество организаций могут возместить НДС в заявительном порядке, поскольку необходимый для использования этого права лимит совокупной суммы платежей в бюджет за три предшествующих календарных года снижен с 10 млрд руб. до 7 млрд руб. (Федеральный закон от 29.12.2015 № 397-ФЗ).

Расширен с текущего года перечень медицинских изделий, освобожденных от НДС, за счет включения в него любых, в том числе солнцезащитных, очков с функцией коррекции зрения и оправ к ним.

Следует отметить, что для освобождения операций от обложения НДС, как правило, требуется выполнение дополнительных условий: соответствие товара определенному коду (по Общероссийскому классификатору продукции или по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) или наличие лицензии по осуществляемым видам деятельности. И контролирующие органы всегда настаивали на обложении НДС лицензируемых услуг при отсутствии лицензии (Письмо Минфина России от 24.07.2013 № 03-07-07/29160). Однако высший арбитраж сделал из условия подтверждения налоговых льгот более широкий вывод: невыполнение при ведении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных законодательством (неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений и т.п.), влечет невозможность не только использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, но и применять налоговые вычеты или заявлять налог к возмещению из бюджета (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). С другой стороны, если освобождение от НДС не связано с предоставлением каких-то преимуществ определенной категории лиц, а представляет собой специальные правила налогообложения (например, выдача денежного займа или реализация ценных бумаг), то дополнительные документальные подтверждения для применения данного освобождения не требуются. Это означает, что в процессе камеральной проверки налоговые органы не вправе истребовать документы по таким операциям со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 Налогового кодекса.

Кроме освобождения от НДС льготирование ряда операций осуществляется путем установления пониженных ставок налога. Так, с 01.01.2015 до 31.12.2016 применяется нулевая ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров пригородными электричками, до 31.12.2017 продлена ставка 0% по внутренним воздушным перевозкам в Крым (Федеральный закон от 29.12.2015 № 386- ФЗ). С 01.07.2015 по 31.12.2017 облагаются по ставке 10% внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа, а с 01.01.2016 по 31.12.2017 такая же ставка установлена на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в дальнем сообщении (Федеральный закон от 29.12.2015 № 386-ФЗ).

Воспользоваться этими льготными ставками может ограниченный круг предприятий-перевозчиков. А вот некоторые вопросы, вызванные введением 10%-ных ставок НДС на услуги железнодорожного транспорта, касаются многих организаций. Сложности с учетом НДС возникают в тех случаях, когда помимо тарифа за саму перевозку в цену билета включается стоимость дополнительных сервисных услуг (питание, пресса и т.п.). В этом случае проезд облагается по ставке 10%, а сервисные услуги − по обычной ставке 18%, причем в билете обычно указывается общая стоимость и приводится итоговая сумма НДС.

На основании п. 18 Правил ведения книги покупок (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137) «при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой НДС, включенные работником в отчет о служебной командировке». А поскольку ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты не предусматривают определение сумм налога, подлежащих вычету, расчетным путем, при регистрации в книге покупок билета на проезд сотрудника в командировку можно не разбивать НДС по ставкам, а записать общую сумму, при этом графу «ставка налога» не заполнять. Официальных разъяснений по этому вопросу пока не было, но можно руководствоваться Письмом Минфина России от 03.12.2013 № 03-07-11/52565, в котором говорилось о том, что НДС по расходам на командировки принимается к вычету в размере, указанном в бланке строгой отчетности.

В отношении вычета НДС по сервисным услугам, которые предусмотрены при проезде в вагоне повышенной комфортности, следует учитывать п. 7 ст. 171 Налогового кодекса, согласно которому подлежат вычету суммы НДС по расходам на командировки, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России (Письмо от 20.05.2015 № 03-03-06/2/28976), расходы на платное сервисное обслуживание, включенное в стоимость проезда работника в командировку, можно учесть для налога на прибыль при выполнении требований экономической обоснованности и документального подтверждения данных затрат. Поэтому сумму НДС со стоимости данных сервисных услуг можно принять к вычету. Если же в билете стоимость питания выделяется отдельной строкой, то для целей налогообложения прибыли такие затраты не учитываются (Письмо Минфина от 20.05.2015 № 03-03-06/2/28976), следовательно, вычет соответствующей суммы НДС невозможен.

Пожалуй, для всех плательщиков НДС одним из непростых вопросов является организация раздельного учета при наличии в течение квартала как облагаемых, так и освобожденных от этого налога операций. В соответствии с п. 4 ст. 170 Налогового кодекса при использовании приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) для выполнения операций, облагаемых НДС, суммы «входящего» налога принимаются к вычету, а для операций, освобожденных от НДС, – включаются в стоимость приобретенных ценностей (работ, услуг). Раздельный учет в таких ситуациях – обязательное условие Налогового кодекса: при его отсутствии сумму предъявленного поставщиками НДС нельзя ни принять к вычету, ни отнести на расходы для налога на прибыль. А в случае частичного использования приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) для операций, облагаемых НДС, а частично – для освобожденных от налогообложения, размер вычета НДС следует определить на основе расчета доли выручки, облагаемой НДС, по отношению к общей сумме отгрузки товаров, работ, услуг за квартал.

По мнению судебных органов, предусмотренное п. 4 ст. 170 НК РФ правило ведения раздельного учета касается случаев, когда организация осуществляет одновременно как облагаемые, так и не облагаемые налогом (освобожденные от налогообложения) операции по любым основаниям, предусмотренным главой 21 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11, Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-О). Поэтому обязанность организовать раздельный учет НДС возникает не только в рамках ведения льготируемых видов деятельности или продажи льготируемых товаров, но и в различных хозяйственных ситуациях, которые не всегда воспринимаются как операции, оказывающие влияние на НДС, например, при предоставлении денежных займов: для расчета НДС предоставление займа признается услугой, а проценты − ее оплатой (Письмо Минфина от 02.04.2009 № 03-05-04-02/23, Определение ВС РФ от 29.06.2015 № 308-КГ15-6478). Если раньше в деятельности организации такие операции не возникали, необходимо предусмотреть учетной политикой порядок их раздельного учета, а при необходимости оговорить и ряд других моментов. В частности, Налоговый кодекс не устанавливает особенности ведения раздельного учета НДС в случаях, когда в течение налогового периода отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) не осуществляется, а также если в течение квартала выполняются только облагаемые либо только освобожденные от налогообложения операции. Порядок определения пропорции в таких случаях должен устанавливаться учетной политикой (Письмо Минфина России от 26.09.2014 № 03-07-11/4828).

НДС можно не распределять, а полностью принимать к вычету, если в течение налогового периода доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не облагаются НДС или не признаются объектом налогообложения, не превышает 5% совокупных расходов организации за данный период. Причем для проверки этого критерия следует учитывать все расходы по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99, в том числе общехозяйственные. Такое требование подчеркивают как контролирующие органы (Письма Минфина России от 19.09.2008 № 03-07-15/139, от 01.04.2009 № 03-07-07/26), так и судебная практика (Постановление арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 по делу № А40-168860/2014).

Если же выполняется 5%-ный критерий, то к вычету можно принять все суммы НДС, в том числе по прямым расходам для освобожденных операций (Определение ВС РФ от 15.07.2015 № 307-КГ15-7168, Письмо Минфина от 19.09.2008 № 03-07-15/139).

В.В. Сокуренко,
кандидат экономических наук, доцент,
аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров России,
автор ряда монографий и учебных пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению и антикризисному управлению, ведущий лектор ГК «Ю-Софт»

Материалы предоставлены в рамках партнерской поддержки клиентов Группы компаний «Ю-Софт»

Сегодня
Калькулятор расчета сроков закупок по закону № 44-ФЗ
В систему КонсультантПлюс включен новый калькулятор "Калькулятор расчета сроков закупок по 44-ФЗ".
Сегодня
Налоговики подготовили изменения к декларации по НДПИ
На общественное обсуждение выставили проект изменений к декларации, порядку ее заполнения и формату подачи.
Сегодня
Компенсации при увольнении госслужащих: Минфин рассказал, нужно ли платить взносы и НДФЛ
При расторжении контракта по ряду оснований госслужащему выплачивают компенсации, но без выходного пособия. Это касается, например, сокращения должностей.
Сегодня
Правительство определило национальный мессенджер, а Минцифры перечислило его основные функции
Российский многофункциональный сервис обмена информацией будет работать на базе "Цифровой платформы MAX". Распоряжение об этом размещено на сайте правительства 15 июля 2025 года.
Сегодня
Поездки на такси без страховки ответственности перевозчика: снижение штрафов принято в первом чтении
За работу без страхования гражданской ответственности за вред пассажирам хотят наказывать перевозчиков-юрлиц на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб. ИП будут платить от 20 тыс. до 25 тыс. руб.