
Новости
30 авг. 2023
Топ-3 "поворотных" дел ВС РФ по налогам за I полугодие 2023 года
Интересные споры, в которых Верховный суд не согласился с нижестоящими судами, о возврате переплаты с процентами, об учете расходов по обслуживающим производствам и не только.
Возврат переплаты с процентами
Компания несколько лет перечисляла налог на имущество по кадастровой стоимости зданий. Позже по решению суда эти объекты исключили из спецперечня. Организация обратилась в инспекцию, чтобы вернуть переплату по налогу с процентами. Ее вернули, но в начислении процентов налоговая и суды отказали. ВС РФ решил иначе.
Мнение нижестоящих судов:
• Налог на имущество компания исчислила и уплатила сама на основании деклараций.
• Переплата возникла не из-за действий инспекции или исполнения ее ненормативных актов. Компания выполняла постановление правительства г. Москвы.
• Оснований для применения нормы о возврате излишне взысканных налогов и начисления процентов нет.
Позиция Верховного суда:
• Разные правила начисления процентов для излишне уплаченных и взысканных налогов связаны с оценкой причин, по которым организация исполнила свою обязанность. При этом способ не имеет значения – сама или принудительно.
• Возврат излишне взысканных налогов с процентами – это дополнительная гарантия от незаконных действий госорганов.
• Уплату налогов из-за издания незаконного нормативного правового акта нужно считать излишним взысканием и начислять на эту сумму проценты.
• Если излишнее перечисление налога возникло по вине налогоплательщика (к примеру, из-за ошибки в расчете), то возмещение потерь нельзя перекладывать на бюджет. В этом случае проценты не начисляют.
• ВС РФ отметил: 3 года на обращение за возвратом налога и процентов нужно считать со дня уплаты налога за истекший налоговый или отчетный период.
Как позицию ВС РФ учли на практике:
• ФНС включила Определение ВС РФ в обзор правовых позиций и рекомендовала использовать его в работе.
• ВС РФ рассмотрел еще одно похожее дело и сделал тот же вывод. Данное Определение ВС РФ налоговая служба также рекомендовала использовать в работе.
Документы: Определения ВС РФ от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 и от 19.06.2023 N 305-ЭС23-2253
Учет расходов по обслуживающим производствам
Организация при расчете налога на прибыль учла в общей базе убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ). Часть объектов (гостиницу, столовую, баню) компания сдавала в аренду. В других объектах бесплатно проживали работники и сотрудники подрядчиков. Убытки по ним возникли из-за начисленной амортизации. Инспекция данные затраты убрала и доначислила налог на прибыль. Суды ее поддержали. ВС РФ решил по-другому.
Мнение нижестоящих судов:
Компания не выполнила условия спецнормы для учета убытков по объектам ОПХ. В частности, она не представила данные о расходах на обслуживание аналогичных объектов.
Позиция Верховного суда:
• Спецнорму нельзя применять к объектам, которые удовлетворяют потребности самой организации, обеспечивают производственный процесс и получение прибыли.
• По таким объектам налоговую базу нужно определять в общем порядке, даже если формально их можно отнести к ОПХ.
• Компания учла доходы от сдачи в аренду спорного имущества, значит она вправе уменьшить их на амортизацию в общем порядке.
• В других объектах (квартирах, коттеджах, общежитиях) проживали работники и сотрудники подрядчиков. Это говорит о производственной направленности деятельности компании: обеспечить нормальные условия труда, реализовать строительный проект. Отказ во включении по ним расходов лишает налогоплательщика права учесть экономически обоснованные затраты.
Как позицию ВС РФ учли на практике:
ФНС включила Определение ВС РФ в обзор правовых позиций и рекомендовала использовать его в работе.
Документ: Определение ВС РФ от 23.05.2023 N 306-ЭС22-28213
Контролирующее лицо должника
В суде рассмотрели спор между обществом и инспекцией о законности решения по результатам выездной проверки. Также компанию признали банкротом. Контролирующее лицо должника (директор в проверяемом периоде) подал жалобу на решения судов первой и апелляционной инстанции. Однако производство по ней прекратили. ВС РФ с выводами не согласился.
Мнение нижестоящих судов:
• По итогам проверки налоговые платежи доначислили обществу, выводов в отношении руководителя компании в решении инспекции нет.
• Спор разрешали вне рамок дела о банкротстве.
• Контролирующее лицо не кредитор общества - у него нет права обжаловать судебные акты.
Позиция Верховного суда:
• Частое последствие банкротства – недостаток денег у должника. В этом случае риски несут контролирующие лица, которых привлекли к субсидиарной ответственности.
• Включение всех требований в реестр кредиторов затрагивает права и интересы субсидиарного должника. Это происходит и в том случае, когда его не назвали в судебном акте. При этом обжаловать размер долга контролирующее лицо уже не может.
• Данному лицу должно быть обеспечено право на судебную защиту по обжалованию требований кредиторов, в т.ч. и налоговой.
• Если вопрос законности решения инспекции разрешают вне рамок дела о банкротстве, значит, контролирующее лицо вправе вступить в дело как третье лицо.
• Если по делу уже вынесли судебный акт, такое лицо вправе обратиться в апелляцию и кассацию.
Как позицию ВС РФ учли на практике:
• ФНС включила Определение ВС РФ в обзор правовых позиций и рекомендовала использовать его в работе.
• Президиум ВС РФ привел данное Определение в обзоре судебной практики N 2 за 2023 год.
Документ: Определение ВС РФ от 01.03.2023 N 310-ЭС19-28370
Читайте в КонсультантПлюс:
Топ-3 «поворотных» дел ВС РФ по налогам за I полугодие 2023 года {КонсультантПлюс}
30 мая
Страховые взносы на травматизм: кабмин установил порядок определения кодов ОКВЭД
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 728
30 мая
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2025 года
Обзор наиболее интересных дел кассации
30 мая
Уведомление о начале деятельности будут подавать меньше компаний и ИП с 1 сентября 2025 года
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 725
30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)