
Новости
26 янв. 2023
Топ-3 "поворотных" дел кассации по налогам за IV квартал 2022 года
Интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами.
Возмещение НДС без решения по проверке
Компания подала декларацию по НДС к возмещению. Инспекция провела камеральную проверку, но решение не вынесла. Организация обратилась с заявлением о возврате налога в инспекцию.
Налоговая отказала: переплату проверяющие не подтвердили, поскольку решения по проверке еще нет.
Суды посчитали требование организации обоснованным. Кассация решила иначе.
Мнение судов:
На момент спора инспекция не приняла решение и не зафиксировала в нем нарушения, поэтому оснований отказать организации в применении вычетов и в возмещении налога нет.
Позиция кассации:
• Принятие решения о возмещении налога либо об отказе отнесено к компетенции налоговой.
• Окончательное решение инспекция выносит по результатам камеральной проверки.
• На момент обращения в суд налоговая такое решение еще не приняла.
• Суды подтвердили право компании на возмещение НДС без соответствующей проверки.
• Фактически организацию освободили от ответственности за нарушения. Тем самым суды подменили инспекцию в части налогового контроля.
Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 02.11.2022 по делу N А38-3086/2021
Прием отчетности по поддельной доверенности
Налоговая приняла уточненку от неизвестного лица по поддельной доверенности. Организация просила признать ее действия незаконными.
Суды отказали. Кассация их не поддержала.
Мнение судов:
• При приеме декларации у налоговой нет обязанности проверять содержание отчетности. На этой стадии происходит лишь сверка документа с форматом.
• Инспекция не может отказать в приеме отчетности при неверном или неполном ее заполнении.
• Декларацию направило уполномоченное лицо, его данные совпали с данными доверенности, отчетность соответствует формату, оснований для отказа нет.
• Рисков из-за приема отчетности для организации также не было — уточненку по НДС подали за пределами трех лет.
• Налоговая рекомендовала организации подать заявление на отзыв доверенности при подтверждении ее подделки.
Позиция кассации:
• У каждого есть гарантия на судебную защиту его прав и свобод. Это не только право на обращение в суд, но и возможность получить реальную защиту.
• В решении суды должны указать на признание оспариваемых действий или бездействия незаконными, а также обязать в том числе должностных лиц принять решение или иным образом устранить нарушения.
• При необходимости суд может установить порядок и срок исполнения решения.
• Налоговая приняла отчетность от неуполномоченного лица. Данный довод суды не опровергли, но при этом вопрос о восстановлении нарушенных прав не решили, не установили порядок и срок для этого.
• Отрицание возможности исключить из обработки декларацию, которую представили помимо воли налогоплательщика, противоречит принципам правового государства.
Документ: Постановление АС Московского округа от 15.11.2022 по делу N А41-39150/2021
Искажение сведений или реальные расходы
Компания арендовала у нескольких предпринимателей сооружения, речные суда, а также заключила с ними договоры займа. Инспекция посчитала их взаимозависимыми, действия — согласованными и доначислила налоги, пени, штрафы.
Суды поддержали проверяющих: есть доказательства юридической, экономической, служебной и иной подконтрольности контрагентов. Кассация не согласилась.
Мнение судов:
• До регистрации налогоплательщика уже существовали компании-предшественники с тем же названием, где руководителями значились поочередно предприниматели.
• Переданное в аренду имущество предприниматели покупали на зарплату, которую получили от компаний- предшественников.
• Все расходы по аренде нес налогоплательщик — на оплату коммунальных услуг, связи, электроэнергии, техобслуживания сооружения и пр.
• Для сохранения контрагентами права на УСН компания переставала платить аренду, как только размер их дохода достигал предельного. При этом создавалась кредиторская задолженность.
• Предприниматели не оказывали услуг никому, кроме налогоплательщика.
• Отсутствие многократного отклонения арендных платежей от рыночного уровня, а также подтверждение факта использования спорного имущества значения не имеет и выводов не опровергает.
Позиция кассации:
• Суды не должны проверять экономическую целесообразность решений участников бизнеса. У последних есть самостоятельность и широкие полномочия действовать по своему усмотрению.
• У инспекции нет права устанавливать верность условий и исполнения договоров налогоплательщиком, если это не связано в том числе с обеспечением правильной, полной и своевременной уплатой налогов.
• Налоговая не должна вменять доход и облагать его налогами только потому, что видит свои способы того, как контрагенты могут получить экономический результат.
• Факт завышения арендных платежей и расходов по процентам суды не исследовали. Однако это имеет значение при решении вопроса о том, получала ли компания необоснованную налоговую выгоду.
• Суды не определили, в чем именно налогоплательщик исказил данные о своей деятельности. С одной стороны, использование компанией арендованного имущества и заемных средств никто не оспаривал, с другой — данные сделки признали формальными.
• Взаимозависимость контрагентов еще не основание объединять их доходы.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.12.2022 по делу N А45-27009/2021
Читайте в КонсультантПлюс:
Топ-3 «поворотных» дел кассации по налогам за IV квартал 2022 года
Сегодня
Страховые взносы на травматизм: кабмин установил порядок определения кодов ОКВЭД
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 728
Сегодня
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2025 года
Обзор наиболее интересных дел кассации
Сегодня
Уведомление о начале деятельности будут подавать меньше компаний и ИП с 1 сентября 2025 года
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 725
Сегодня
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)