
Новости
9 марта 2021
На какие ошибки в закупках по Закону N 223-ФЗ обратила внимание ФАС в февральских обзорах
Антимонопольный орган обратил внимание, что в последнее время заказчики требовали от участников лишнее при подаче заявок и не исполняли предписания контрольного органа.
Потребовали лишнее при подаче заявок
Образцы товара
Заказчик требовал представить образцы товара. Контролеры решили, что это незаконно: участники не обязаны приобретать товар заранее. Это допрасходы.
Кроме того, если участник не является производителем, ему придется запрашивать у того образцы. Производитель не обязан реагировать на такие запросы. Участие в закупке зависит от третьих лиц.
Отметим, есть и противоположное мнение. Так, Бурятское УФАС, хотя и согласилось, что участник не должен иметь весь товар до заключения договора, само требование о представлении образцов при подаче заявки не признало незаконным.
Антимонопольный орган подчеркнул, что в качестве образца участники вправе представить среди прочего: карточки товаров, их фотографии с приложением сертификатов соответствия.
Опыт и материально-технические ресурсы
Заказчик требовал опыт оказания услуг и наличие материально-технических ресурсов.
Контролеры с этим не согласились. То, что нет опыта и ресурсов, не влияет на качество исполнения договора.
Указали также, что закупку проводили среди СМСП. Для только что созданных субъектов это ограничение конкуренции, поскольку опыта у них еще нет.
Отметим, в практике есть разные подходы к требованию о наличии опыта.
Соглашение о распределении объемов обязательств
Заказчик требовал, чтобы в заявке коллективного участника было соглашение входящих в него лиц. Среди прочего в документе требовалось указать данные:
- об объеме обязательств каждого участника при исполнении договора;
- о распределении между ними оплаты.
Контролеры посчитали это незаконным: данным требованием заказчик вмешивается в деятельность исполнителя. Такое условие не влияет на качество исполнения договора.
Не исполнили предписание
Контролеры потребовали изменить документацию, чтобы устранить нарушения. Заказчик этого не сделал, поскольку обратился в суд, чтобы обжаловать предписание. Такой вывод он сделал из ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции.
ФАС отметила: обжалование предписания не приостанавливает исполнение по нему. Это может сделать только суд.
Положения ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции не действуют для предписаний об устранении нарушений по Закону N 223-ФЗ. Для этого есть спецнорма. В ней не сказано о приостановлении предписания при его обжаловании.
Суд поддержал контролеров: предписание надо было исполнить. Среди прочего суд отметил:
- решение антимонопольного органа — итог административного контроля. Его неисполнение лишает жалобу смысла;
- предписание выдается, чтобы устранить нарушение законодательства.
Позицию о том, что обжалование предписания не приостанавливает его исполнение, контролеры высказывали ранее. ВС РФ признал ее законной.
Читайте в КонсультантПлюс:
На какие ошибки в закупках по Закону N 223-ФЗ обратила внимание ФАС в февральских обзорах
30 мая
Страховые взносы на травматизм: кабмин установил порядок определения кодов ОКВЭД
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 728
30 мая
Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за март – апрель 2025 года
Обзор наиболее интересных дел кассации
30 мая
Уведомление о начале деятельности будут подавать меньше компаний и ИП с 1 сентября 2025 года
Постановление Правительства РФ от 27.05.2025 № 725
30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)