Новости
Аудит и проведение общего собрания участников
В соответствии с п.п. 1, 2 статьи 48 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.
По требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, установленным частью первой настоящей статьи. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.
Необходимо отметить, что инициация проведения аудиторской проверки по требованию участника общества обусловлена его правами на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией (статья 8 Закона об ООО). Возможность проведения аудиторской проверки по инициативе участника общества зависит от его воли и не должна быть ограничена со стороны общества. Подобные выводы, в частности, были изложены в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 №17869/07 по делу №А32-5962/2007-62/129. Как указал ВАС РФ в Определении от 26.02.2008 №1478/08 по делу №А08-1695/7-8, указанное в части 2 статьи 48 Федерального закона право участника требовать аудиторской проверки не ограничено правом общества утверждать аудитора на собрании.
Таким образом, проведение аудиторской проверки по инициативе и за счет участника общества является реализацией права участника общества на получение достоверной, квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами. В этом случае не требуется решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе определенного аудитора. Общее собрание участников общества может лишь рассмотреть вопрос о компенсации участнику общества стоимости аудиторских услуг, оказанных конкретному участнику общества.
Арбитражные суды придерживаются приведенной выше позиции (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2013 по делу №А56-39446/2012, от 06.04.2012 по делу №А56-43784/2011, Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2015 №Ф09-9437/14 по делу №А50-7579/2014, ФАС Центрального округа от 27.02.2014 по делу №А23-536/2013, от 02.07.2014 по делу №А36-5813/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2013 по делу №А27-5720/2013, ФАС Поволжского округа от 12.07.2012 по делу №А06-5040/2011).