(495) 956-08-80
Войти

Новости

13 янв. 2016

Новшества налогового законодательства по региональным и местным налогам

Текущий год принес немало изменений в законодательство по региональным и местным налогам, к которым относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги.

А в Москве к этим налогам в 2015 году добавился торговый сбор. Все эти новшества следует еще раз внимательно проанализировать для своевременного устранения ошибок, допущенных в прошедшем году, а также для подготовки к изменениям, которые ожидают нас в ближайшем будущем.
В 2015 году изменился подход к расчету налога на имущество организаций на основе среднегодовой стоимости основных средств: если в 2013-2014 годах из налогообложения исключались все движимые объекты, то с 2015 г. не облагаются данным налогом только основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационные группы. А в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года, предоставляется льгота, которая не распространяется на объекты, полученные в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Следует отметить, что при заполнении отчетности по налогу на имущество нужно по строке 210 Расчета и строке 270 Декларации отразить остаточную стоимость всех основных средств (в том числе объектов 1-й и 2-й амортизационных групп, а также движимого имущества), за исключением не облагаемых налогом на основании пп. 1–7 п. 4 ст. 374 НК РФ, например, памятников истории и культуры федерального значения или земельных участков (Письмо ФНС России от 07.08.15 № БС-4-11/13906). При этом сведения о льготируемом имуществе приводятся в отчетности в отдельных строках. Учитывая, что ряд объектов недвижимости облагается налогом на имущество в особом порядке – исходя из кадастровой стоимости, для удобства расчета налога и подготовки отчетности целесообразно выделить на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» отдельные субсчета:
1) необлагаемые налогом основные средства, в том числе объекты 1-й и 2-й амортизационных групп;
2) льготные активы, в том числе принятое к учету после 01.01.2013 движимое имущество (за исключением полученного в результате реорганизации или от взаимозависимых лиц);
3) основные средства, облагаемые налогом на имущество по кадастровой стоимости;
4) основные средства, облагаемые налогом на имущество по среднегодовой стоимости.
Поскольку состав объектов обложения налогом на имущество определяется исходя из правил бухгалтерского учета, важно своевременно оприходовать их в качестве основных средств.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» объект признается основным средством при условии, что закончено формирование его первоначальной стоимости, независимо от того, введен ли он в эксплуатацию, или находится на складе, или в резерве. Но если формируется целый производственный объект, который должен быть укомплектован определенным оборудованием, то это оборудование вводится в состав основных средств одновременно со всем объектом, даже если по отдельности оборудование уже пригодно к эксплуатации. Так, лифты, системы пожаротушения и видеонаблюдения – это самостоятельные объекты, но они вводятся в состав основных средств только вместе со всем зданием в целом, а до этого момента числятся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Следует учесть, что арендатор, осуществляющий капитальные вложения в арендованное имущество, должен при завершении таких работ учитывать эти неотделимые улучшения на своем балансе в составе основных средств и платить с них налог на имущество до момента возврата объекта аренды арендодателю (Решение ВАС РФ от 27.01.12 № 16291/11, Письмо Минфина России от 16.04.2013 №03-05-05-01/12792). При этом даже если само здание (объект аренды) облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, с произведенных неотделимых улучшений арендатор должен платить налог исходя из их балансовой (остаточной) стоимости, так как у капитальных вложений нет собственной кадастровой стоимости (Письмо Минфина России от 19.02.14 № 03-05-05-01/6958).
С 2014 года законы субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать в отношении отдельных объектов недвижимости порядок определения налоговой базы по налогу на имущество исходя из их кадастровой стоимости. В соответствии с Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 (с многочисленными последующими изменениями) в Москве на основе кадастровой стоимости определяется налоговая база в отношении:
– административно-деловых и торговых центров общей площадью свыше 3 000 кв. м и помещений в них (кроме помещений в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания расположены на земельных участках, предусматривающих размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. С 2017 г. данная группа объектов будет облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости независимо от площади;
– отдельно стоящих нежилых зданий общей площадью свыше 2 000 кв. м (с 2017 г. – свыше 1 000 кв. м) и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания;
– нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, если площадь помещения, принадлежащего конкретному собственнику, превышает 3 000 кв. м. С 2017 г. офисы и магазины, расположенные в жилых домах, будут облагаться по кадастровой стоимости, если их общая площадь в доме превышает 3 000 кв. м.
По общим правилам не облагается налогом на имущество недвижимость, учитываемая в качестве внеоборотного актива на счете 08 или предназначенная для продажи. Но с 01.01.2016 в Москве в перечень объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости, включены жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств, по истечении двух лет со дня принятия их к бухгалтерскому учету.
Помимо льгот, установленных федеральным законодательством, по налогу на имущество организаций много региональных льгот, и перечень их постоянно пополняется. Так, в настоящее время в Москве применяется пониженная ставка налога (0,1 от установленной) в отношении нежилых помещений, которые используются для размещения объектов общественного питания на первом или втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением.
С 2016 года данная льгота будет распространена на помещения, расположенные в цокольных этажах зданий, а воспользоваться ей смогут еще и розничные магазины, объекты бытового обслуживания, туристические компании, музеи, художественные галереи, кинотеатры и банки, расположенные на пешеходных зонах и улицах с интенсивным пешеходным движением по перечню, утвержденному Правительством Москвы.
Внесенные в Налоговый кодекс изменения по имущественным налогам касаются не только организаций, но и физических лиц.
С 2015 года физические лица обязаны самостоятельно сообщить налоговой инспекции о наличии у них земельного участка, недвижимости или транспортных средствах, если не получили до установленного срока уплаты налога соответствующее налоговое уведомление. При этом с 2017 года налог будет рассчитываться на основании такого уведомления за три предшествующих года с уплатой пени, а за несвоевременное уведомление налогового органа о наличии земельного участка, недвижимости или транспортных средств с физического лица будет взиматься штраф.
Пожалуй, самым большим налоговым новшеством уходящего года является введение торгового сбора, который применяется на территории Москвы с 1 июля. И, конечно, введение этого нового налогового платежа вызывает множество вопросов: при каких видах деятельности и использовании каких объектов организация или предприниматель становятся плательщиками, как и где нужно встать на учет, как следует поступить при переезде в течение квартала в другую торговую точку или при отсутствии продаж.
К этим организационно-методическим вопросам добавляются еще и сложности с отражением торгового сбора в учете и отчетности. Торговый сбор при соблюдении установленных Налоговым кодексом условий следует учесть в уменьшение суммы налога на прибыль или единого налога при «упрощенке» с объектом «доходы», а необходимые для этого строки появятся только в новых формах отчетности. Определенную сложность создают также разные правила признания торгового сбора в бухгалтерском и налоговом учетах: в бухгалтерском учете торговый сбор относится к расходам по обычным видам деятельности, а для налога на прибыль данный платеж не считается расходом. Следовательно, в соответствии с ПБУ-18 «Учет расчетов по налогу на прибыль» возникают постоянные разницы, и при уплате торгового сбора нужно отразить в бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство.

В.В. Сокуренко,
к.э.н., доцент, аттестованный преподаватель
Института профессиональных бухгалтеров России

Материалы предоставлены в рамках партнерской поддержки
клиентов Группы компаний «Ю-Софт»

01 ноября 2024
Налоговая реформа - 2025. Все материалы по теме
Для вашего удобства мы собрали все ключевые материалы по изменениям налогового законодательства в 2025 году в один обзор.
Сегодня
Обновленные форматы доверенности и заявления о ее отзыве: ФНС пояснила, как быть со старыми
Поданные в инспекции доверенности, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налоговых агентов), в форматах версий 5.01 и 5.02 не перестают действовать из-за смены версии формата.
Сегодня
Универсальный QR-код и цифровые рубли: важные поправки для бизнеса и потребителей внесены в Госдуму
Депутаты рассмотрят доработанный проект о внедрении универсального QR-кода для оплаты товаров, работ и услуг. Документ также содержит сроки ввода цифровых рублей в широкий оборот.
Сегодня
Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ за IV квартал 2024 года
Судьба имущества, арестованного в рамках уголовного дела, реабилитационный паритет, уменьшение несоразмерной неустойки.
Сегодня
Статистическая форма 1-услуги: Росстат уточнил указания по заполнению
Ведомство скорректировало указания по заполнению статформы об объеме платных услуг населению.