(495) 956-08-80
Войти

Новости

4 авг. 2020

Запрет иностранных товаров: какие ошибки допускали участники и госзаказчики в мае ‒ июне 2020 года

1 мая вступили в силу обновленные запреты на допуск иностранных товаров к госзакупкам. Как применять исключения, нужны ли в заявке подтверждающие документы, когда заработал реестр российской продукции — такие вопросы возникали у участников и заказчиков. Разберем основные ошибки на примерах из практики.
Что считать исключением при применении запрета на допуск иностранных товаров
Одно из оснований для неприменения запрета устанавливает пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. Им можно руководствоваться, если соблюдено одно из условий:
  •     закупается одна единица товара стоимостью не более 100 тыс. руб.;
  •     закупается совокупность таких товаров и их суммарная стоимость составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в п. п. 1 – 7, 124 и 125 перечня).
На практике с применением этих условий возникли сложности.
Так, заявку участника аукциона на поставку тканей отклонили из-за отсутствия документов, подтверждающих соответствие запрету на поставку иностранных товаров. Участник пожаловался в контрольный орган. Он считал, что в этом случае не применяются запреты по пп. «б» п. 3 Постановления N 616 и нужно устанавливать ограничения по Постановлению N 617. Оренбургское УФАС не согласилось с участником. Объект закупки имеет код ОКПД2 13.2 «Ткани текстильные», что соответствует п. 1 перечня, т.е. надо применять запрет по Постановлению N 616. Контрольный орган также отметил, что этот код не указан в Постановлении N 617, следовательно, ограничения не распространяются на закупку данных товаров.
Другой участник посчитал, что закупка относится к исключениям из-за того, что цена единицы закупаемых товаров составляет менее 100 тыс. руб. Архангельское УФАС заключило, что запреты применять нужно: НМЦК составляла больше 1 млн руб.
 
Ошибки возможны и при формировании документации.
Заказчик ошибочно установил запрет на поставку иностранного товара при закупке снегоочистителя. Цена единицы товара составляла менее 100 тыс. руб., закупали всего 1 штуку. Значит, закупка относится к исключениям, при которых запрет устанавливать не нужно. Алтайское республиканское УФАС признало это нарушением.
В другом случае заказчик объединил в закупке:
  •     товар, в отношении которого не нужно устанавливать запрет по пп. «б» п. 3 Постановления N 616;
  •     товар, в отношении которого действует запрет (он относится к исключениям из данного пункта).
Это также признали нарушением.
 
С какого числа можно использовать реестр российской продукции
Реестр российской продукции появился на сайте ГИСП почти за месяц до того, как был опубликован порядок его использования. В связи с этим многим участникам было непонятно, можно ли руководствоваться этим реестром. 2 июня Минпромторг сообщал о возможности использования реестра для получения выписки. Контрольные органы отсчитывают начало его работы реестра с этой даты.
Так, Красноярское УФАС признало неправомерным отклонение заявки участника из-за отсутствия выписки из реестра, поскольку на дату окончания подачи заявки (1 июня) реестр еще не был опубликован. Похожее решение приняло Рязанское УФАС.
В ситуации, когда подача заявок завершалась 18 июня и в заявке не было выписки из реестра, Псковское УФАС признало ее отклонение правомерным.
 

Читайте полный обзор в КонсультантПлюс, а также:

Решение Архангельского УФАС России от 29.06.2020 N 029/06/69-775/2020  {КонсультантПлюс}

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 02.07.2020 по делу N 44-3625/20 {КонсультантПлюс}

Решение Псковского УФАС России от 08.07.2020 по делу N 060/06/69-429/2020 {КонсультантПлюс}

Решение Иркутского УФАС России от 09.07.2020 {КонсультантПлюс}

 

 

18 июля
Подтверждение постановки на учет: ФНС напомнила, что с 2026 года меняются документы
Ведомство отметило, что со следующего года учет организаций, ИП и физлиц в инспекциях подтверждает выписка из Единого госреестра налогоплательщиков.
18 июля
Переход учреждений на электронный документооборот: важные этапы
Приказ N 61н – основа цифровизации бухучета учреждений. В нем более 40 электронных форм первички и регистров, 8 из которых станут обязательными с 2026 года.
18 июля
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: июнь 2025 года
Интересные споры, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами, о прерывании срока исковой давности, снижении неустойки, взыскании действительной стоимости доли.
18 июля
Реестры расходных обязательств федеральных ГРБС
Минфин опубликовал рекомендации на 2026 год.
18 июля
Универсальный платежный QR-код и оборот цифровых рублей: важные новшества прошли третье чтение
С 1 сентября 2026 года планируется внедрить универсальный QR-код для оплаты товаров, работ и услуг. Намечены сроки, когда банки должны дать клиентам возможность совершать операции с цифровыми рублями. То же касается обязанности бизнеса принимать ими оплату от потребителей, которые захотят так рассчитаться.