(495) 956-08-80
Войти

Новости

18 мая 2017

Аттестация рабочих мест офисных работников

Работники организации размещаются в офисе. Надо ли в этом случае делать специальную оценку условий труда и подавать декларацию, и если да, то с какого времени данная организация должна подавать эту декларацию?

По рабочим местам, по которым ранее была проведена аттестация, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Провести специальную оценку условий труда нужно как можно скорее в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее − Закон № 426-ФЗ), а также по которым отсутствуют действующие результаты аттестации. Если рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, отсутствуют, то, учитывая судебную практику, специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Декларация соответствия условиям труда, как и ранее, должна предоставляться в Государственную инспекцию труда по месту нахождения организации в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.


Законом № 426-ФЗ в 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда на рабочем месте, или проще – спецоценка.

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Из содержания ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ следует, что в случае, если до дня вступления в силу названного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона.

При этом в ст. 17 Закона № 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, и в некоторых других случаях).

Согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018. В ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ указаны рабочие места, работающим на которых полагаются гарантии и компенсации согласно спискам вредных и опасных работ, а также на которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия.

Как указано в Письме Минтруда России от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597, поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Специальная оценка условий труда рабочих мест, которые указаны в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.

Таким образом, специальная оценка условий труда должна быть проведена:

  1. в отношении рабочих мест, на которых была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, − не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ);
  2. в отношении рабочих мест, на которых не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ и введены в эксплуатацию до 01.01.2014. В Законе № 426-ФЗ нет прямого указания на срок проведения спецоценки в отношении таких рабочих мест. Полагаем, что она может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.;
  3. в отношении рабочих мест, на которых не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, − в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:
  • рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список № 1 и Список № 2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости;
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Необходимо обратить внимание на выводы, изложенные в Постановлении ВС РФ от 14.12.2016 № 45-АД16-15, от 09.08.2016 № 57-АД16-5, согласно которым, даже если спецоценка не проведена, ответственность грозит работодателю не всегда. Так, прежде чем привлечь работодателя к ответственности, требуется выяснить, какие рабочие места предусмотрены штатным расписанием, есть ли среди них указанные в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. На рабочих местах, не указанных в данной норме, спецоценку можно проводить поэтапно и завершить ее нужно до 31 декабря 2018 г.

Таким образом, в рассматриваемом случае не имеет значения, где размещаются работники. Даже если работники организации размещаются в офисе, то с 01.01.2014 в силу Закона № 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей − физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Следовательно, условия труда на рабочих местах, связанных с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, подлежат специальной оценке.

Если в офисе, где размещается организация, была проведена аттестация рабочих мест, то спецоценку необходимо провести не позднее пяти лет с даты последней аттестации.

Если в офисе, где размещается организация, аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, то необходимо провести спецоценку рабочих мест поэтапно и завершить не позднее 31 декабря 2018 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В Письме Минтруда России от 07.06.2016 № 15-1/ООГ-2092 указано, что с 1 мая 2016 г. вступили в силу изменения в Закон № 426-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

Указанные изменения предусматривают, в том числе, распространение процедуры декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочие места с допустимыми условиями труда (ч. 1 и 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

Также в вышеуказанном Письме определено, что положениями ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ обязанность по подаче декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда возложена на работодателя.

Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н (вступил в силу 18 февраля 2017 г.) внесены изменения в Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

В частности, Приказом изменена форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Теперь в декларации указано, что она может подаваться работодателем как в случаях, когда по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, так и в ситуациях, когда условия труда признаны оптимальными или допустимыми.

Декларация, как и ранее, должна предоставляться в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда. Однако дополнительно отмечена необходимость соблюдения требований законодательства России о персональных данных, а также о государственной и иной охраняемой законом тайне. Кроме того, Приказом уточнено содержание Методики проведения спецоценки условий труда.

Таким образом, отвечая на вопрос о сроках подачи декларации, необходимо отметить, что Декларация соответствия условиям труда, как и ранее, должна предоставляться в Государственную инспекцию труда по месту нахождения организации в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.

С 1 января 2015 г. предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или за ее непроведение. Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц − в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц − от 60 000 до 80 000 руб.

Непроведение спецоценки работодателем, ранее подвергнутым административному наказанию за данное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на организацию от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Правомерность привлечения организации к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение специальной оценки условий труда рабочих мест подтвердил Верховный Суд РФ в Постановлении от 09.03.2016 № 29-АД16-4.

Л.Б. Чернышева,
эксперт по вопросам бухгалтерского
учета и налогообложения
ООО «ИК Ю-Софт»

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Минфин обновил порядок заполнения платежного поручения с апреля 2026 года
Обновленный порядок оформления платежек заработает с 1 апреля 2026 года