(495) 956-08-80
Войти

Новости

18 мая 2017

ФАС и жалобы участников закупок

Всегда ли ФАС должен рассматривать жалобы участников закупок?

Один из участников закупки обратился в ФАС РФ с жалобой. В жалобе оспариваются действия организатора закупки и постоянно действующей закупочной комиссии, т.к. были нарушены права на заключение договора по итогам закупки по Закону № 223-ФЗ. По мнению участника, который подал жалобу, одному из участников были созданы преимущества при участии в запросе (этот участник являлся плательщиком НДС), а заявитель по жалобе применял УСН. Правомерно ли обращение с жалобой по данному вопросу в ФАС?

В данной ситуации обращение в ФАС с жалобой не правомерно, поскольку разрешение данного вопроса относится к компетенции суда.

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  1. неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
  2. предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  3. осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  4. неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, ч. 10 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган.

Федеральным законом № 223-ФЗ установлена специальная норма, устанавливающая перечень случаев, в которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган, т.е. часть 1 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ должна применяться с учетом этой нормы.

Таким образом, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы на действия (бездействие) конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, но только при наличии в жалобе участника закупки обстоятельств, указанных в ч. 10 ст. 3 данного Федерального закона.

По данному вопросу сформировалась судебная практика. В частности, в Определении ВС РФ от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 суд указал, что в данном случае обращаться в ФАС не правомерно. А вот право участника закупки обратиться в суд с жалобой на действия, бездействие заказчика подобными условиями не ограничено.

Е.В. Сергеева,
руководитель Департамента
консультационно-правового
обеспечения ООО «ИК Ю-Софт»,
юрист, налоговый консультант

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)