
Новости
Как составить и подать иск о защите прав потребителей?
Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при покупке им товаров, заказе работ или услуг исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке (абз. 3 преамбулы, п. 1 ст. 13, п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
По общему правилу соблюдение досудебного порядка урегулирования данной категории споров необязательно, за исключением отдельных случаев. Однако целесообразно до обращения в суд направить продавцу претензию об устранении нарушений прав потребителя, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии.
Шаг 1. Составьте исковое заявление.
В исковом заявлении необходимо указать (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ):
- Наименование суда, в который подается иск.
- Сведения об истце: ваши Ф.И.О., место жительства, а также по желанию - контактный телефон и адрес электронной почты. Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;
- Сведения об ответчике: его Ф.И.О., место жительства (если ответчиком является организация - наименование и место ее нахождения), а также по желанию - телефон и адрес электронной почты ответчика. По общему правилу требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, истец вправе предъявить по своему выбору продавцу или изготовителю товара, а требование о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков работы или услуги, - исполнителю (абз. 4 преамбулы, абз. 4, 5 п. 3 ст. 14 Закона № 2300-1).
- Информацию о том, в чем заключается нарушение ваших прав, а также об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
- Ваши требования к ответчику, например:
- о взыскании уплаченной суммы за товар (например, при обнаружении недостатков товара);
- об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- об устранении недостатков товара (работы, услуги);
- о возмещении убытков (например, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества или предоставления недостоверной информации о товаре; понесенных в связи с нарушением срока выполнения работы (оказания услуги), недостатками выполненной работы (услуги)) и др.
- Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным, в частности (ч. 7 ст. 10 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ; п. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ; п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ):
- с предоставлением некачественного туристского продукта туроператором;
- неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи;
- перевозкой, в частности, пассажира, багажа, груза внутренним водным транспортом.
Если нарушитель не удовлетворил ваши законные претензии, предъявленные до обращения в суд, с него взыскивается штраф в размере 50% от присужденной судом суммы. Причем вам не обязательно заявлять требование о взыскании данного штрафа в исковом заявлении (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1; п. 46 Постановления № 17).
- Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Шаг 2. Подготовьте необходимые документы.
К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):
- копии искового заявления для ответчика и третьих лиц;
- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свое требование (при наличии), и их копии для ответчика и третьих лиц;
- копию досудебной претензии и доказательства направления ее ответчику, ответ на вашу претензию (при наличии);
- расчет взыскиваемой суммы;
- документ об уплате госпошлины - если вы не освобождены от ее уплаты.
Истцы-граждане по искам, связанным с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1; п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
При цене иска более 1 млн руб. госпошлина уплачивается в сумме, рассчитанной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.
Шаг 3. Подайте исковое заявление в суд и дождитесь решения суда.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1; ч. 7 ст. 29 ГПК РФ):
- по месту нахождения организации-ответчика (ее филиала или представительства, если иск вытекает из их деятельности) или по месту жительства индивидуального предпринимателя - ответчика;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора.
Исковое заявление подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 50 000 руб. Если цена иска выше, обращаться следует в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).
Иски о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду (п. 24 Постановления
№ 17).
После вынесения решения суда дождитесь вступления его в законную силу.