(495) 956-08-80
Войти

Новости

28 окт. 2016

Как обжаловать акт или решение инспектора по труду в вышестоящий орган?

Результаты проверки, проведенные территориальным органом по труду, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.

Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.

Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Аналогичные нормы содержатся в п. 63 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н: уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводящее проверку, обязано разъяснить уполномоченным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Роструда.

Статьей 23 Закона № 294-ФЗ регламентировано, что защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 104 Административного регламента предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:
• нарушение срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
• нарушение срока исполнения государственной функции;
• требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ при исполнении государственной функции;
• отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для исполнения госфункции, у заявителя;
• отказ исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
• затребование с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
• отказ территориального органа Роструда, его должностного лица, исполняющего государственную функцию, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения государственной функции документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Согласно п. 113 Административного регламента жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.

Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).

Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.

Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда − главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда принимается руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в территориальном органе Роструда.

Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) принимается в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб, в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в Роструде. В случае необходимости проведения по жалобе дополнительной проверки срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 30 дней.

Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда − главным государственным инспектором труда Российской Федерации в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в Роструде.

Согласно п. 117 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы принимаются следующие решения:
1. об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранении опечатки, возвращении денежных средств;
2. об отказе в удовлетворении жалобы.

В случае удовлетворения жалобы на обжалуемое решение уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе отменить обжалуемое решение, изменить его или вынести новое решение.

В течение дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

О.В. Шибаева,
руководитель консультационно-правового отдела
ООО «Ю-Софт Консалт Плюс», юрист с многолетним
опытом работы, в том числе в судебной системе

Сегодня
Калькулятор расчета сроков закупок по закону № 44-ФЗ
В систему КонсультантПлюс включен новый калькулятор "Калькулятор расчета сроков закупок по 44-ФЗ".
Сегодня
Компенсации при увольнении госслужащих: Минфин рассказал, нужно ли платить взносы и НДФЛ
При расторжении контракта по ряду оснований госслужащему выплачивают компенсации, но без выходного пособия. Это касается, например, сокращения должностей.
Сегодня
Правительство определило национальный мессенджер, а Минцифры перечислило его основные функции
Российский многофункциональный сервис обмена информацией будет работать на базе "Цифровой платформы MAX". Распоряжение об этом размещено на сайте правительства 15 июля 2025 года.
Сегодня
Налоговики подготовили изменения к декларации по НДПИ
На общественное обсуждение выставили проект изменений к декларации, порядку ее заполнения и формату подачи.
Сегодня
Поездки на такси без страховки ответственности перевозчика: снижение штрафов принято в первом чтении
За работу без страхования гражданской ответственности за вред пассажирам хотят наказывать перевозчиков-юрлиц на сумму от 30 тыс. до 40 тыс. руб. ИП будут платить от 20 тыс. до 25 тыс. руб.