
Новости
Как обжаловать акт или решение инспектора по труду в вышестоящий орган?
Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.
Согласно ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Аналогичные нормы содержатся в п. 63 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н: уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда, проводящее проверку, обязано разъяснить уполномоченным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Роструда.
Статьей 23 Закона № 294-ФЗ регламентировано, что защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 104 Административного регламента предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:
• нарушение срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
• нарушение срока исполнения государственной функции;
• требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ при исполнении государственной функции;
• отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для исполнения госфункции, у заявителя;
• отказ исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
• затребование с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
• отказ территориального органа Роструда, его должностного лица, исполняющего государственную функцию, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения государственной функции документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Согласно п. 113 Административного регламента жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности.
Жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда рассматриваются руководителем территориального органа (его заместителем).
Жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб.
Жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда − главным государственным инспектором труда Российской Федерации.
Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы только в суде.
Жалоба подлежит обязательной регистрации в срок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) уполномоченного должностного лица в территориальном органе Роструда принимается руководителем территориального органа Роструда (его заместителем) в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в территориальном органе Роструда.
Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) принимается в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб, в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в Роструде. В случае необходимости проведения по жалобе дополнительной проверки срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 30 дней.
Решение по жалобе на решения, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда − главным государственным инспектором труда Российской Федерации в течение 30 дней со дня регистрации жалобы в Роструде.
Согласно п. 117 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы принимаются следующие решения:
1. об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и прочее, устранении опечатки, возвращении денежных средств;
2. об отказе в удовлетворении жалобы.
В случае удовлетворения жалобы на обжалуемое решение уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе отменить обжалуемое решение, изменить его или вынести новое решение.
В течение дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
О.В. Шибаева,
руководитель консультационно-правового отдела
ООО «Ю-Софт Консалт Плюс», юрист с многолетним
опытом работы, в том числе в судебной системе