(495) 956-08-80
Войти

Новости

13 окт. 2016

Юрлица, зарегистрированные до 01.08.2016 и имеющие признаки недостоверности

С 1 января 2016 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ у налоговых органов появились новые полномочия – проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ

С 1 января 2016 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» у налоговых органов появились новые полномочия – проводить проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Письмом ФНС РФ от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам РФ поручено провести работу по выявлению юридических лиц, зарегистрированных до 01.08.2016, обладающих одним из следующих признаков:
• лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе управляющая организация, выступает в качестве таковых более чем в пятидесяти юридических лицах;
• участники юридического лица являются таковыми более чем в пятидесяти юридических лицах;
• адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем пятидесяти юридических лиц;
• наличие информации о вступлении в силу постановления, в соответствии с которым лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
• наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Выявление таких лиц должно производиться путем изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем, получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки, проведение осмотра объектов недвижимости и привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Осмотр объекта недвижимости проводится территориальным органом Федеральной налоговой службы, к территории осуществления полномочий которого относится адрес такого объекта недвижимости. Указанный осмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, отражающий результаты осмотра, который подписывается должностным лицом территориального органа Федеральной налоговой службы, проводившим осмотр, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе осмотра делается отметка.

Поскольку законодательство Российской Федерации не устанавливает форму соответствующего протокола, в связи с этим при проведении осмотра объекта недвижимости налоговым органам рекомендовано использовать форму Протокола, прилагаемую к Письму ФНС РФ от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@. После того как налоговым органом установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, налоговый орган должен направить данному юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности регистрирующий орган должен внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Обращаем внимание, что данные мероприятия налоговый орган должен будет осуществлять на постоянной основе и ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Управление регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы сведения о результатах проведенных мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным. Данные сведения должны формироваться нарастающим итогом, начиная с сентября 2016 г., а в дальнейшем − с начала следующего календарного года.

Важно отметить, что непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Вместе с тем, как указано в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности.

Е.В. Сергеева,
руководитель ДКПО ООО «ИК Ю-Софт»,
юрист, налоговый консультант

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)