(495) 956-08-80
Войти

Новости

27 апр. 2016

Доставка сотрудников до работы – разбираемся со страховыми взносами в ФСС

Рабочий день в организации начинается в 9 часов утра. Поезда (согласно расписанию) прибывают в 09.18. Автобусы прибывают (с учетом пробок) еще позднее. В целях своевременной доставки своих работников организация заключила договор с транспортной фирмой. ФСС требует начисления на стоимость доставки страховых взносов, мотивируя тем, что ни в коллективном договоре, ни в трудовых договорах оплата транспортировки до работы не предусмотрена. Законны ли требования отделения ФСС?

В описанной ситуации стоимость оплаты доставки работников до работы не облагается страховыми взносами в ФСС (ст. ст. 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС (далее – Закон № 212-ФЗ) и ст. 790 ГК РФ).

Вопрос затрагивает проблему, которая всегда вызывает споры между плательщиками взносов и представителями ФСС. Дело в том, что в ст. 9 Закона № 212-ФЗ (напомним, что в ней исчерпывающим образом перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) не упомянуты суммы оплаты стоимости доставки своих работников до места работы и обратно. Это послужило основанием вывода о том, что если работодатель оплачивает проезд работников до места работы и обратно, то эти суммы облагаются взносами. Зачастую дополнительными доводами, свидетельствующими о правомерности требований сотрудников ФСС, служат:

1. отсутствие упоминания об оплате проезда в коллективном договоре и в тексте трудовых договоров с работниками;

2. разъяснения, данные ФСС в приложении к Письму от 14.04.15 № 02-09-11/06-5250 «Об обложении страховыми взносами отдельных видов выплат». В разъяснении дословно сказано (в п. 3) следующее: «выплаты в виде возмещения оплаты стоимости проезда работников организации и обратно не поименованы в перечне ст. 9 Закона № 212-ФЗ и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке»;

3. Письмо Минтруда РФ от 10.09.14 № 17-3/ООГ-759, где изложена аналогичная позиция.

Между тем трудно согласиться с указанной позицией. Дело в том, что:

а) в сложившейся ситуации организация вынуждена доставлять своих работников до места работы. Это не персональная выплата работнику, не льгота, а расход, вызванный производственной необходимостью для самой организации. Ведь несвоевременная явка всех работников парализует деятельность организации;

б) договор перевозки пассажиров заключен с транспортной фирмой, ей же организация перечисляет соответствующие денежные средства. Самим работникам никаких выплат не осуществляется. Ни в конкретных трудовых договорах с работниками, ни в коллективном договоре вопрос о транспортировке работников не затрагивается.

Считать суммы, перечисленные по гражданско-правовому договору перевозки (он регулируется нормами главы 40 ГК РФ), «выплатами и иными вознаграждениями физическим лицам» (упоминаемым в ст. 7-9 Закона № 212-ФЗ)  оснований нет. Этот вывод подтверждается и судебной практикой (см. например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.04.15 № А19-15292/2014).

Итоговый вывод. С учетом изложенного полагаю, что на суммы, перечисляемые организацией транспортной фирме за доставку своих работников к месту работы, не следует начислять страховые взносы в ФСС. Требования представителей ФСС неправомерны.

А.Н. Гуев,
кандидат юридических наук, Генеральный директор юридической фирмы,
автор опубликованных комментариев к большинству действующих
кодексов РФ Материалы предоставлены в рамках партнерской

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)