(495) 956-08-80
Войти

Новости

18 янв. 2016

Госпошлину возвращают не всегда

Госпошлину не вернут, даже если в регистрации права собственности на недвижимость отказано

На основании статьи 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 данного пункта, уплачивается организациями в размере 22 000 рублей, физическими лицами - 2000 рублей. При этом физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, признаются плательщиками государственной пошлины (статья 333.17 НК РФ). Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину, если не установлено иное, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение юридически значимых действий.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. № 11-П установлено, что состоявшийся согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ платеж государственной пошлины еще не означает, что с ее уплатой действительно наступили или непременно наступят обстоятельства, составляющие законное основание этого сбора.

Одновременно сообщаем, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины установлены статьей 333.40 НК РФ. Пунктом 1 статьи 333.40 НК РФ установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, подлежит возврату. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.40 НК установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Учитывая изложенное, отказ уполномоченного органа в государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество по обоснованной причине не предусмотрен в качестве основания для возврата уплаченной налогоплательщиком государственной пошлины и, соответственно, уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит.

Аналогичная позиция Конституционного Суда Российской Федерации о законности отказа в возврате уплаченной государственной пошлины при наличии вынесенного решения об отказе в совершении юридически значимого действия изложена в Постановлении от 23 мая 2013 г. № 11-П.

В случае повторного обращения в уполномоченный орган за государственной регистрацией прав на данный объект недвижимого имущества плательщик сбора обязан будет уплатить государственную пошлину еще раз.

 

Письмо Минфина России от 14.12.2015 № 03-05-06-03/72948

13 ноября
СОУТ и обучение по охране труда: Минтруд станет информировать работников через Госуслуги
С 21 ноября 2025 года персонал сможет получать сведения о проведении спецоценки условий труда и прохождении обучения по охране труда новым способом.
13 ноября
Сайты аккредитованных ИТ-компаний должны отвечать доптребованиям с 21 ноября 2025 года
По приказу Минцифры на сайте нужно опубликовать...
13 ноября
Увольнение иностранцев: проект об уточнении одного из оснований принят в третьем чтении
С 1 марта 2026 года в ТК РФ планируют закрепить возможность увольнять иностранцев и лиц без гражданства, если нужно привести их численность в соответствие с региональными ограничениями.