logo
Ю-Софт. Всегда с Вами

РАБОТАЕМ С 1993 ГОДА

Горячая линия

(495) 956-08-80

Изменения законодательства о налогах в 2019 году

Если у Вас установлен КонсультантПлюс, из предварительного обзора Вы можете сразу перейти в Систему. Если КонсультантПлюс отсутствует, то Вы можете заказать полную версию документа прямо сейчас

Заказать

Дата актуализации материала по состоянию на 25.01.2019 г.

В обзоре систематизированы основные изменения части первой и второй НК РФ, вступившие (вступающие) в силу в 2019 году

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая

Федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

В статье 59 НК РФ, устанавливающей порядок признания задолженности перед бюджетом безнадежной, изменена редакция п.4.1 и введен дополнительный п.4.3.

Уточнения касаются двух оснований признания долга безнадежным:

  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства
  • принятие судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Изменения вступают в силу с 25 января 2019 года.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Указанным законом часть первая НК РФ дополнена ст. 93.2 «Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)»

Должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации документы (информацию) полученные при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих услуг на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

У аудиторской организации могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае:

  • если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были представлены в налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Закон вступил в силу с 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Абзац первый п.3 ст.75 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой пеня начисляется, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пунктом 1 ст. 83 НК РФ с учетом внесенных в него дополнений ФНС России предоставлено право определять особенности учета в налоговых органах организаций, не указанных в абз. 3 – 5 указанного пункта, в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (включая суммарный объем полученных доходов, среднесписочную численность работников, стоимость активов).

Изменения вступили в силу с даты официального опубликования рассматриваемого закона 27 ноября 2018 года.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования»

В соответствии с новой редакцией п.7 ст.45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика но и счет Федерального казначейства.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Уточнение платежа не должно привести к недоимке.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 52 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных транспортного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом перерасчет земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Закон вступил в силу с 1 января 2019 года.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Указанным законом в ст.105.14 НК РФ «Контролируемые сделки» внесены изменения, которые представлены в таблице:

До 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года

Контролируемые сделки с взаимозависимыми лицами

Сделки на территории России при условии превышения суммы дохода по сделкам за календарный год 1 млрд. руб. (ст. 105.14, п.2, подп.1)

Не признаются контролируемыми независимо от суммы (кроме указанных ниже сделок)

С 1 января 2019 года при условии превышения суммы дохода за календарный год 1 млрд руб. признаются контролируемыми следующие внутрироссийские сделки:

Если стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка; (ст.105.14, п.2, подп.1)

Если одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, при превышении суммы дохода по сделкам 60 млн. руб. (ст. 105.14, п.2, подп.2)

Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах (ст.105.14, п.2, подп.2)

Если одна из сторон является плательщиком ЕНВД или ЕСХН при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 100 млн. руб. (ст. 105.14, п.2, подп.3)

Если одна из сторон сделки является плательщиком ЕНВД или ЕСХН (ст.105.14, п.2, подп.3)

Если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 % в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 % по указанным обстоятельствам ( ст. 105.14, п.2, подп.4)

Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (ст.105.14, п.2, подп.4)

Если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;( ст. 105.14, п.2, подп.5)

Подпункт 5 п.2 ст.105.14 НК РФ утратил силу

Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;( ст. 105.14, п.2, подп.6)

Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, деятельностью которого связана с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (ст.105.14, п.2, подп.6)

Если хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (ст. 105.14, п.2, подп.7)

Подпункт 7 п.2 ст.105.14 НК РФ утратил силу

Если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет (ст.105.14, п.2, подп.9)

Если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет (ст.105.14, п.2, подп.9)

Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами независимо от суммы дохода от сделок за календарный год (ст.105.14, п.1, абз.1)

Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами– при условии превышения суммы дохода за календарный год 60 млн. руб. (ст.105.14, п.3, абз.1)

Сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами

Сделки с участием посредников, которые не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, и не принимают на себя никаких рисков. (ст. 105.14, п.1, подп.1)

Сделки с участием посредников, которые не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, и не принимают на себя никаких рисков при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн руб. (ст. 105.14, п.1, подп.1и п.3, абз.3)

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. Перечень таких товаров установлен Минторгом России:

  • нефть и товары, выработанные из нефти-черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни. (ст.105.14, п.1, подп.2 и п.5)

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. Перечень таких товаров установлен Минторгом России:

  • нефть и товары, выработанные из нефти-черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни. (ст.105.14, п.1, подп.2 и п.5)

Сделки с резидентами офшоров при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. (п.1, подп.3)

Сделки с резидентами офшоров при превышении суммы дохода по сделкам за календарный год 60 млн. руб. (ст.105.14, п.1, подп.3)

В соответствии с п.6 ст.4 рассматриваемого закона положения ст. 105.14 НК РФ с учетом изменений применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая

Налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ)

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Согласно изменениям, внесенным в п.3 ст.164 НК РФ с 1 января 2019 года ставка НДС 18% повышена до 20%.

Для иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме и подлежащих постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации, изменениями, внесенными в п.5 ст.174.2 НК РФ установлена расчетная ставка 16,67 %.

Согласно п.4 ст.5 рассматриваемого закона повышенные ставки применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

Порядок применения ставки НДС в переходный период разъяснен в Письме ФНС России от 23 октября 2018 года № СД-4-3/20667@, в котором сообщается, что продавец обязан с 1 января 2019 года в выставляемых покупателям счетах-фактурах указывать ставку 20 %. Указанная ставка применяется независимо от даты заключения договора и получения предварительной оплаты в 2018 году в счет поставок в 2019 году.

При этом внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Согласно изменениям, внесенным в п.2 ст.176.1 НК РФ право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения налога, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 млрд. руб. вместо 7 млрд. руб. установленных ранее.

Изменены требования и к поручителям: минимальный размер уплаченных налогов сокращен с 7 млрд . руб.  до 2 млрд. руб ., а размер обязательств по поручительствам увеличен с 20% до 50% от стоимости чистых активов.

Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Услуги по гарантийному ремонту, освобождаемые от НДС по п.2 ст.149 НК РФ, перенесены в п.3 указанной статьи. Это позволит налогоплательщикам отказаться от освобождения и применять налоговые вычеты. Для этого нужно направить заявление в налоговый орган. 

Федеральный закон от 27ноября 2017 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 января 2019 года утратил силу п.9 ст.174.2 НК РФ. С 1 января 2017 года до 31 декабря 2018 года при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата НДС производились указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов. в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ.

С 1 января 2019 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме не только физическим лицам, но и организациям и индивидуальным предпринимателям должны встать на налоговый учет в налоговых органах Российской Федерации и самостоятельно уплачивать НДС в российский бюджет. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматель, приобретающие указанные услуги, с 1 января 2019 года налоговыми агентами не являются.

Разъяснения по данному вопросу изложены в Письмах Минфина России от 7 декабря 2018 года № 03-07-08/88888 и от 13 ноября 2018 года № 03-07-08/81439

Рассматриваемым законом в ст.171 НК РФ введен п.2.1, согласно которому суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, принимаются к вычету.

Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Указанным законом в п.2 ст.149 НК РФ был введен подп.31, согласно которому от НДС освобождались операции по реализации макулатуры, под которой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

В соответствии со ст.2 рассматриваемого закона положения подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ применялось с 1 октября 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно.

С 1 января 2019 года операции по реализации макулатуры облагаются НДС.

При этом в соответствии с дополнением, внесенным в п.8 ст.161 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее- Закон № 424-ФЗ) по аналогии с реализацией металлолома и сырых шкур животных налоговая база по операциям реализации макулатуры определяется налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) макулатуры за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ, или нет.

Законом № 424-ФЗ внесены изменения в п.2.1 ст.170 НК РФ, регулирующий порядок учета НДС, предъявленного налогоплательщику поставщиками либо уплаченного им при ввозе имущества на территорию России за счет субсидий или бюджетных инвестиций. По общему правилу такой НДС к вычету не принимается и в стоимость приобретаемого имущества не включается, а относится в состав прочих расходов в соответствии со ст.264 НК РФ.

С учетом последнего абзаца п.2.1 в редакции Закона № 424-ФЗ общее правило не применяется, если в субсидии или бюджетные инвестиции сумма НДС не включена.

В этом случае применяется общий порядок:

  • если приобретенные активы будут использоваться для облагаемых операций, НДС, предъявленный налогоплательщику или уплаченный при ввозе имущества на территорию России принимается к вычету;
  • если для необлагаемых- включается в стоимость имущества.

Акцизы (Глава 22 НК РФ)

Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 301-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

В пункт 1 ст. 181 НК РФ введены подп. 13.1 и 13.2, расширяющими перечень подакцизных товаров.

С 1 января 2019 года с учетом изменений ст. 181 НК РФ акцизами облагаются:

  • нефтяное сырье (Нефтяным сырьем признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов)
  • нефть;
  • газовый конденсат стабильный;
  • вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/м3 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);
  • гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/м3);
  • мазут;
  • темное судовое топливо.

Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ)

Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

В соответствии с дополнениями, внесенными в подп.1 п.1 ст.208 НК с 1 января 2019 года к доходам в виде дивидендов приравнивается доход в виде превышения суммы денежных средств, стоимости иного имущества (имущественных прав), которые получены акционером (участником) российской организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), над расходами соответствующего акционера (участника) на приобретение акций (долей, паев) ликвидируемой организации.

С 1 января 2019 года в соответствии с новой редакцией п.17.1 ст.217 НК РФ освобождаются доходы от продажи недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст.217.1 НК РФ, и иного имущества, находившегося в собственности физических лиц три года и более, не только у резидентов РФ, но и у физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Изменения внесены в статью 220 НК РФ, уточняющие порядок применения вычетов при продаже физическим лицом доли в уставном капитале, при ликвидации общества или при уменьшении уставного капитала.

Кроме указанных выше изменений ст.217 НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2018 № 179-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в эту статью введен п.17.3, согласно которому с 1 января 2019 года освобождаются от налогообложения  доходы, получаемые от реализации макулатуры, образующейся у физических лиц в быту и принадлежащей им на праве собственности.

Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 426-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Внесены изменения в ст.219 НК РФ, предоставляющие субъектам Российской Федерации право увеличить социальный налоговый вычет на благотворительные цели с 25 % до 30 % суммы дохода физического лица за налоговый период, если получателями пожертвований являются поименованные рассматриваемым законом организации.

Налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ)

Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Дополнением, внесенным в п.1 ст.250 НК РФ с 1 января 2019 года к доходам от долевого участия относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев). такой организации. Указанный порядок распространяется и на иностранные организации. Соответствующие изменения внесены в подп.2 п.1 ст.309 НК РФ.

Пункт 1 ст.251 НК РФ дополнен подп.11.1, согласно которому с 1 января 2019 года не облагается доход в виде денежных средств, полученных акционером (участником) безвозмездно от хозяйственного общества, в пределах ранее внесенной акционером (участником) суммы вклада в имущество хозяйственного общества. В соответствии с новым п.2.3, введенным в ст.309 НК РФ указанный порядок распространяется и на иностранные организации.

Пункт 2 ст.265 НК РФ дополнен подп. 8, согласно которому убыток, возникающий у налогоплательщика - участника организации при ее ликвидации, выходе (выбытии) из организации, определяемый как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого указанным участником (пайщиком) имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли (пая).

Пунктом 1 ст.275 НК РФ с учетом изменений предусмотрено применение ставки 0 % или 13% к доходам, полученным от иностранной организации, не только при распределении прибыли по результатам финансового года, но и при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками).

Пунктом 2 ст. 277 НК РФ с учетом дополнений установлен порядок определения дохода акционера (участника) не только при ликвидации организации, но и при выходе акционера (участника) из организации.

Указанный порядок применяется налогоплательщиками, владеющими облигациями, при ликвидации организации - эмитента соответствующих облигаций.

Пунктом 25 ст. 280 НК РФ с учетом изменений уточнен порядок определения убытка, полученного владельцем эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), организация-эмитент которых была ликвидирована.

В статью 284 НК РФ внесены следующие изменения:

  • законами субъектов РФ могут устанавливаться пониженные ставки только в случаях, предусмотренных НК РФ;
  • пониженные налоговые ставки, установленные законами субъектов РФ, принятыми до 3 сентября 2018 года подлежат применению до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 - 2022 годов. Разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минфина России от 6 декабря 2018 года № 03-03-06/1/88328;
  • критерии для применения ставки 0% в отношении дивидендов распространены и на доходы, приравненные с 2019 года к дивидендам (при выходе из организации или при ее ликвидации).

В пункт 1.5 ст.309 НК РФ, внесены изменения, упрощающие условия подтверждения иностранной организацией фактическое право на доход.

Точечные изменения, внесенные в гл. 25 НК РФ отдельными законами

Федеральный закон от 23 апреля 2018 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 255 дополнена п. 24.2, согласно которому в расходы с 1 января 2019 года можно включать расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

Указанные расходы включаются в затраты в пределах 6% от расходов на оплату труда в совокупности с расходами на медицинское страхование (услуги медучреждений)

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1 января 2019 года вступил в силу подп..5 п.1 ст.259.3 НК РФ, согласно которому налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством Российской Федерации перечню основного технологического оборудования ( перечень пока не утвержден ).

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья 269 НК РФ дополнена п.7.1, согласно которому непогашенная задолженность по долговому обязательству (п.2 указанной статьи), не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении ряда условий, в частности:

  • денежные средства, составляющие указанную непогашенную задолженность, направлены исключительно на финансирование инвестиционного проекта, реализуемого налогоплательщиком на территории Российской Федерации;
  • совокупная доля прямого и косвенного участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации не превышает 35 %;
  • местом регистрации (местом налогового резидентства) лица, перед которым возникло долговое обязательство, является иностранное государство, с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Пункт 1 ст.251 НК РФ дополнен подпунктом 50.1, согласно которому не облагается доход в виде дивидендов, полученных от иностранной организации, на которые налогоплательщик имеет фактическое право в соответствии с п. 1.6 ст.312 НК РФ.

Пункт 7 ст.275 дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым налоговым агентом признается российская организация, выплата доходов в виде дивидендов по акциям которой осуществляется депозитарием, в случае, предусмотренном п. 1.6 ст. 312 НК РФ.

Абзацем 8 п.1.1 ст.312 НК РФ с учетом изменений, внесенных рассматриваемым законом, предусмотрено, что если российская организация прямо участвует в иностранной организации и такая иностранная организация признает отсутствие у нее фактического права на доход в виде дивидендов по акциям (долям) этой российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), российская организация признается имеющей фактическое право на такой доход в порядке и с учетом особенностей, которые установлены п. 1.6 ст. 312 НК РФ.

С 1 января 2019 года статья 312 НК РФ дополнена п.1.6, в котором изложен порядок налогообложения дивидендов при взаимном участии российской и иностранной организации в уставном капитале друг друга, и при этом иностранная организация не является фактическим получателем дохода в виде дивидендов, получаемых от российской организации.

Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)

Федеральный закон от 3 августа 2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

С 1 января 2019 года согласно изменениям, внесенным в п.1 ст.374 НК РФ Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется либо как средняя (среднегодовая) стоимость, либо как кадастровая стоимость.

В связи с исключением подп.8 из п.4 ст. 374 НК РФ объекты основных средств, относящиеся к недвижимому имуществу, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации с 1 января 2019 года являются объектом налогообложения.

Изменениями, внесенными в п.15 ст.378.2 уточнен порядок ретроспективной корректировки налоговой базы при пересмотре кадастровой стоимости при выявлении ошибки при ее установлении, на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда решению суда.

Статья 382 НК РФ дополнена п.5.1, которым установлен порядок исчисления налога (авансового платежа по налогу) при изменении в течение налогового (отчетного) периода качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ.

С учетом изменений, внесенных в п.1 ст.386 с 1 января 2019 года налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

За отчетные и налоговые периоды начиная с 1 отчетного периода 2019 года налоговая отчетность по налогу заполняется по формам, утвержденным приказом от 31 марта 2017 года ММВ-7-21/271@ (в редакции приказа ФНС России от 4 октября 2018 года № ММВ-7-21/575@).

Р.И Рябова
эксперт по налогам
Консультант Института профессиональных бухгалтеров России, преподаватель центра подготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Вопросы налогообложения кредитных организаций», советник налоговой службы II ранга.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Воспользуйтесь нашим Сервисом

Помощь при налоговых проверках

Единый центр правовой поддержки «Ю-Софт» оказывает услуги по комплексному и разовому сопровождению организаций при налоговых проверках. Специалисты-практики с 10-летним опытом работы с налоговыми органами.

Декларация 3-НДФЛ

Наши специалисты быстро и качественно подготовят налоговые декларации 3 –НДФЛ в соответствии с действующим законодательством и на основе требований налоговых органов.
© Единый центр правовой поддержки «Ю-Софт» Помощь по сайту
Центр контроля качества