Онлайн- ККТ: актуальные разъяснения
Если у Вас установлен КонсультантПлюс, из предварительного обзора Вы можете сразу перейти в Систему. Если КонсультантПлюс отсутствует, то Вы можете заказать полную версию документа прямо сейчас
Заказатьдата актуализации материала по состоянию на 04.07.2017 г.
Освобождение от ответственности за неприменение онлайн-ККТ |
Письмо Минфина России от 30.05.2017 № 03-01-15/33121 {КонсультантПлюс} Лицо может быть освобождено от ответственности за неприменение онлайн-ККТ, если им были приняты все меры по соблюдению требований законодательства.Ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) устанавливается административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ в установленных федеральными законами случаях. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность ( ч. 1 ст. 2.1 КоАП). При этом лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица ( ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП). В связи с чем, по мнению Минфин России, при обнаружении факта неприменения организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее - Закон 290-ФЗ), но при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ, указанное лицо в такой ситуации к ответственности привлекаться не должно. В указанных целях может быть исследован заключенный пользователем договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного законодательством РФ о применении ККТ предельного срока возможности его использования. Кроме того, по мнению Минфина РФ при отсутствии у налогоплательщика возможности применения контрольно-кассовой техники в соответствии с нормами Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом). |
|
Старая ККТ «в законе» |
Письмо ФНС России от 27.06.2017 № ММВ-20-20/96@ {КонсультантПлюс} Если налогоплательщик не может применять онлайн-ККТ по независящим от него причинам, то для подтверждения факта осуществления расчета можно применять старую ККТ.ФНС России обязал руководителей УФНС России по субъектам РФ обеспечить возможность осуществления расчетов организациями и индивидуальными предпринимателями с 01.07.2017 без привлечения к административной ответственности в случае применения устройств, позволяющих выдавать покупателям (клиентам) на бумажном носителе подтверждение факта расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), до момента возникновения возможности соответствия требованиям законодательства РФ о применении ККТ. По мнению ФНС России, таким устройством может являться, в частности, ККТ, применяемая до вступления в силу положений нового порядка и снятая с регистрационного учета в налоговом органе, которая используется для печати документа, подтверждающего факт осуществления расчета, без предъявления к такому устройству каких-либо специальных требований (может содержать в своем составе электронную контрольную ленту, защищенную (ЭКЛЗ), функционировать без ЭКЛЗ, быть модернизированной для возможности печати документа, подтверждающего факт осуществления расчета, и др.). В тоже время ФНС России не забыл упомянуть, что условием, позволяющим не применять ККТ по новому порядку с 01.07.2017, является принятие налогоплательщиком исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ (заключение договора поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до определенного предельного срока возможности его использования). |
|
Применение онлайн-ККТ при оплате платежным поручением |
Письмо Минфина России от 28.04.2017 № 03-01-15/26324 {КонсультантПлюс} Применение онлайн-ККТ обязательно при оплате физическим лицом за товары платежным поручением через банк.По мнению Минфина России, Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее Закон № 54-ФЗ) не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения онлайн-ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. В соответствии с п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты. |
|
Применение онлайн-ККТ интернет-магазинами |
Письмо Минфина России от 10.05.2017 № 03-01-15/28293 {КонсультантПлюс} Интернет-магазины обязаны применять онлайн ККТ при оплате покупателями товаров через кредитные учреждения.Как отмечает Минфин России, Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ интернет-магазинами при оплате покупателями товаров через кредитные учреждения. Солгано п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. В этом случае кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается. Что касается момента применения ККТ, Минфин России приходит к выводу, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа торговая организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией. Данный вывод Минфин Росси обосновывает на п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно этой норме при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. При этом по вопросам технической реализации указанных расчетов Минфин РФ рекомендует обратиться в ФНС России. |
|
Применение онлайн-ККТ при оплате посредством электронных средств платежа |
Письмо ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911 {КонсультантПлюс} При расчетах за реализованные товары посредством электронных средств платежа в сети Интернет продавцы обязаны применять онлайн-ККТ.Солгано п. 5 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств ( п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). При этом согласно п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ) в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. В тоже время следует учитывать, что Закон № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта. В связи с чем ФНС России пришел к выводу, что организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт) в сети Интернет за реализованные товары, использование которых в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не предусматривало обязательное применение ККТ, обязаны применять онлайн-ККТ после 01.07.2018 г. |
|
Чек на предоплату |
Письмо Минфина России от 28.04.2017 № 03-01-15/26352 {КонсультантПлюс} Если объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить в момент оплаты, то на кассовом чеке указываются аванс и фактически полученные денежные средства.Кассовый чек, за исключением случаев, установленных Законом 54-ФЗ, должен содержать ( п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ): наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость). Если объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить в момент оплаты (при получении предоплаты и (или) рассрочке платежа), то Минфин России ссылаясь на ФНС России рекомендует на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) указывать аванс и фактически полученные денежные средства. При этом при конечном расчете с учетом ранее предоставленного аванса на кассовом чеке указываются обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, а в сумме оплаты наличными и (или) электронными средствами платежа за реализуемые товары, работы, услуги указываются фактически полученные денежные средства без привязки к конкретным товарным позициям, при этом сумма ранее полученного аванса не отражается. |
|
Оформление возврата денег за проданный товар |
Письмо Минфина России от 24.05.2017 № 03-01-15/31944 {КонсультантПлюс} При возврате денег за проданный товар нужно пробивать на онлайн-ККТ чек с признаком «возврат прихода».П. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ определены признаки расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода). В связи с чем Минфин России приходит к выводу, что при осуществлении возврата товара на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) необходимо указывать признак, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода. Отмечается, что кассовый чек с признаком возврата прихода формируется на ККТ того же хозяйствующего субъекта. Что касается соблюдения порядка ведения кассовых операций (выдачи денежных средств за возвращенный товар не в день покупки такого товара и документального оформления такой операции), за разъяснениями Минфин Росси рекомендует обратиться в Банк России, наделенный функциями определения указанного порядка в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». |
|
Применение журнала кассира-операциониста |
Письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692 {КонсультантПлюс} Применение журнала кассира-операциониста не обязательно.Законодательство РФ о применении ККТ состоит из Закона № 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов ( п. 1 ст. 1 Закона 54-ФЗ). Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждены соответствующие формы КМ-4 (журнал кассира-операциониста) и КМ-6 (справка-отчет кассира-операциониста). Как отмечает Минфин РФ, указанное Постановление не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом 54-ФЗ, оно не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению. |
|
Актуальные материалы в СПС КонсультантПлюс |
|
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Воспользуйтесь нашим Сервисом
Декларация 3-НДФЛ
Наши специалисты быстро и качественно подготовят налоговые декларации 3 –НДФЛ в соответствии с действующим законодательством и на основе требований налоговых органов.