Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
По распоряжению иностранных учредителей при приеме на работу новых сотрудников анкеты соискателей должны быть направлены учредителям во Францию, после рассмотрения анкет учредители выносят либо положительное решение о приеме на работу, либо отрицательное решение об отказе в приеме на работу. Можно ли осуществлять передачу персональных данных российских граждан за пределы территории Российской Федерации?
Ответ:
Работодатель вправе осуществлять трансграничную передачу персональных данных соискателей на работу на территорию Франции.
Обоснование:
Персональные данные − любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).
Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных (п.3 ст.3 Закона № 152-ФЗ)
Предоставление персональных данных − действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (п.6 ст.3 Закона № 152-ФЗ).
Трансграничная передача персональных данных- передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу (п. 11 ст.3 Закона № 152-ФЗ)
В общем случае обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (п.1 ч.1 ст.6 Закона № 152-ФЗ).
При этом операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона № 152-ФЗ).
Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (ч.1 ст.9 Закона № 152-ФЗ).
Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (ч.3 ст.9 Закона № 152-ФЗ)
В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Из п. 5 Разъяснений Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» следует, что обработка персональных данных соискателей на замещение вакантных должностей в рамках правоотношений, урегулированных ТК РФ, предполагает получение согласия соискателей на замещение вакантных должностей на обработку их персональных данных на период принятия работодателем решения о приеме либо отказе в приеме на работу. В случае, если сбор персональных данных соискателей осуществляется посредством типовой формы анкеты соискателя, утвержденной оператором, то данная типовая форма анкеты должна соответствовать требованиям п. 7 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687, а также содержать информацию о сроке ее рассмотрения и принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу. Типовая форма анкеты соискателя может быть реализована в электронной форме на сайте организации, где согласие на обработку персональных данных подтверждается соискателем путем проставления отметки в соответствующем поле, за исключением случаев, когда работодателем запрашиваются сведения, предполагающие получение согласия в письменной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 152-ФЗ трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом трансграничная передача персональных данных
на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных (ч.3 ст.12 Закона № 152-ФЗ)
То есть российское законодательство о персональных данных не устанавливает запрет на трансграничную передачу персональных данных на территорию государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.
Из Письма Минкомсвязи России от 13.05.2009 № ДС-П11-2502 следует, что одним из критериев оценки государства в данном аспекте выступает факт ратификации им Конвенции. В число стран, подписавших и ратифицировавших указанную Конвенцию, входит Франция.
Таким образом, полагаем, что в случае, когда при приеме на работу новых сотрудников их анкеты должны быть направлены учредителям во Францию, нарушений законодательства Российской Федерации о персональных данных не происходит и организация вправе направлять анкеты соискателей учредителям во Францию.
Следовательно, оператор персональных данных, под которым в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ понимается, в том числе, юридическое лицо, вправе осуществлять трансграничную передачу персональных данных на территорию государств стран − участниц Конвенции 1981 г. в том же режиме, что и на территории Российской Федерации.
Однако при осуществлении трансграничной передачи персональных данных необходим особлюдать принципы обработки персональных данных, а именно соблюдение режима конфиденциальности персональных данных и обеспечение безопасности персональных данных при их обработке;
Также, не смотря на то Франция ратифицировала вышеуказанную Конвенцию, рекомендуется получить от соискателей на работу письменное согласие на обработку персональных данных, в котором должно быть отражено согласие на трансграничную передачу персональных данных.
Автор: Чернышева Л.Б.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос