(495) 956-08-80
Войти

Новости

1 июня 2018

Способ исправления ошибок в первичке

Как в случае обнаружения ошибки в первичном учетном документе его исправить: внести исправления или заменить новым?

Согласно ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При этом, внесение исправлений в кассовые и банковские документы законодательством не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

По мнению судов, налоговое законодательство не запрещает исправлять первичные документы путем составления новых с теми же реквизитами. С судами согласилась и ФНС в  Письме от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@, согласно которому при разработке организацией способов внесения исправлений в первичные документы допустимо ориентироваться на Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Согласно п. 7 Правил, в счет-фактуру исправления вносятся путем составления нового экземпляра, в котором указываются номер и дата счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, а также порядковый номер и дата исправления. Таким образом, реализуется порядок, аналогичный указанному в п. 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105. То есть, по совокупности в первоначальном документе и документе с исправленными данными имеется в наличии информация о неправильном и верном тексте, дате исправления и подтверждении исправления подписями лиц, подписавших документ.

Однако есть примеры, когда организация сама разработала способы внесения исправлений в первичные документы путем составления новых экземпляров первичных документов. При этом Законом о бухгалтерском учете не предусмотрена замена ранее принятого к бухгалтерскому учету первичного учетного документа новым документом в случае обнаружения ошибок в первичном учетном документе.

Полный текст документа в КонсультантПлюс:

Вопрос: Как в случае обнаружения ошибки в первичном учетном документе для целей исчисления налога на прибыль его исправить: внести исправления или заменить новым? (Консультация эксперта, 2018) {КонсультантПлюс}

30 мая
Казначейство назвало распространенные ошибки в финансово-бюджетной сфере в II полугодии 2024 года
Обзор результатов проверок Казначейства России в финансово-бюджетной сфере
29 мая
Недостоверные сведения в заявке: проект о новых обязанностях госзаказчиков прошел Госдуму
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2026 года (ст. 2 проекта)