logo
Ю-Софт. Всегда с Вами

РАБОТАЕМ С 1993 ГОДА

Горячая линия

(495) 956-08-80

Актуальные услуги

Все новости

Ваша тема

Ю-Софт зарегистрирован на Портале Поставщиков
Успешный поставщик 2017

Как влияет спецоценка условий труда на страховые взносы?

Вправе ли работодатель не проводить специальную оценку условий труда? Как влияет на размер уплачиваемых дополнительных страховых взносов на пенсионное страхование проведение либо непроведение специальной оценки условий труда?

По рабочим местам, по которым ранее была проведена аттестация, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Провести специальную оценку условий труда нужно как можно скорее в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также по которым отсутствуют действующие результаты аттестации. Иначе организация может быть оштрафована в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, отсутствуют, то, учитывая судебную практику, специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, начисляют дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам в размере от 2 до 8% в зависимости от класса и подкласса условий труда. При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы взносов от 2 до 8%.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее − Закон № 426-ФЗ)).

Согласно Закону № 426-ФЗ специальная оценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ итоги специальной оценки условий труда применяются:

  • для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР;
  • расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

При этом ч. 6 данной статьи установлено, что организация может проводить специальную оценку поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 г., если у нее нет работников с рабочими местами, указанными в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест, либо истек срок действия ее результатов, то специальная оценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.

При этом Роструд полагает, что в кратчайшие сроки должна быть проведена специальная оценка тех рабочих мест, по которым отсутствуют действующие результаты аттестации (Письмо от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлениях от 14.12.2016 № 45-АД16-15, от 09.08.2016 № 57-АД16-5, специальная оценка условий труда в отношении должностей, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, и при отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки может быть осуществлена поэтапно и завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

Законодательством предусмотрена уплата работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам с выплат застрахованным лицам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, указанными в п. п. 1−18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее − Закон № 400-ФЗ) (ст. 428 Налогового кодекса РФ, ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее − Закон № 167-ФЗ)).

С 1 января 2017 г. администрированием страховых взносов занимаются налоговые органы, а порядок расчета и уплаты взносов регулирует глава 34 НК РФ. С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу (Федеральные законы от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Если в организации не проводилось ни специальной оценки условий труда, ни аттестации рабочих мест, то надо применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные п. п. 1, 2 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ в размере:

  • 9% − в отношении выплат работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ);
  • 6% − для выплат в пользу персонала, работающего в тяжелых условиях труда, которые поименованы в п. п. 2−18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Для тех работодателей, которые провели специальную оценку условий труда, предусмотрены дифференцированные тарифы страховых взносов (ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ) в размере от 2 до 8%.

При этом тариф зависит от класса и подкласса условий труда, установленных по результатам специальной оценки. Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки (п. 3 ст. 428 НК РФ, Письмо Минтруда России от 18.11.2016 № 17-3/В-455). При этом если по итогам проведения специальной оценки рабочих мест условия труда признаны вредными или опасными (классы 3, 4 с подклассами), то работодатель в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должен применять тарифы в размере от 2 до 8%. При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что фактически освобождает работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При этом п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных п. 2.1 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и п. 3 ст. 428 НК РФ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными и (или) опасными.

При наличии актуальных результатов аттестации в отношении рабочих мест на работах, включенных в перечень вредных работ, согласно которым условия труда признаны вредными или опасными, следует применять для определения размера дополнительного тарифа в ПФР дифференцированные тарифы. В случае отсутствия результатов аттестации, специальной оценки работодатель с выплат работникам, чья профессия включена в перечень видов работ, указанных в п. п. 1−18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, должен перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по общим дополнительным тарифам в размере 9 и 6% в зависимости от сферы деятельности.

С 1 января 2015 г. предусмотрена ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или за ее непроведение. Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц − в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридические лица − от 60 000 до 80 000 руб.

Непроведение спецоценки работодателем, ранее подвергнутым административному наказанию за данное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на организацию от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Правомерность привлечения организации к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах подтвердил Верховный Суд РФ в Постановлении от 09.03.2016 № 29-АД16-4.

Т.Б. Нечаева,
Эксперт по вопросам бухгалтерского учета
и налогообложения ООО «ИК «Ю-Софт»

Остались вопросы? Обращайтесь к нашим Экспертам.

Подписаться
на рассылку новостей

© Единый центр правовой поддержки «Ю-Софт» Помощь по сайту
Центр контроля качества