(495) 956-08-80
Войти

Новости

20 авг. 2026

Пени: суд подтвердил, что инспекция вправе устранить ошибку до истечения срока взыскания

По результатам выездной проверки инспекция доначислила организации налоги, пени и штраф. Плательщик погасил долг. Однако налоговики пересчитали пени, поскольку не учли редакцию НК РФ, которая действовала в проверяемом периоде.

Она предусматривала повышенные пени с 31-го дня просрочки. Организация обратилась в суд. Три инстанции поддержали проверяющих.
Суды установили, что срок принудительного взыскания на дату перерасчета пеней и их учета на ЕНС не истек.
Отражение пени на ЕНС – форма учета налоговой обязанности. Необходимость их уплаты возникает из закона. Ошибка при первоначальном исчислении не прекращает обязанность по их уплате в размере, который определил НК РФ. Долг не подлежит учету на ЕНС по истечении срока взыскания, а не на дату первоначального расчета или отражения на ЕНС.
Срок направления требования об уплате пеней исчисляется после погашения недоимки. С этого момента можно окончательно определить размер пеней ко взысканию.
Кассация отметила, что налоговики применили редакцию закона, которая действовала в спорный период.
Перерасчет не изменил обязанность организации и не повлек новую. Он определил размер уже существовавшей обязанности уплатить пени по редакции, которая действовала в период возникновения недоимки. Иное означало бы, что ошибка инспекции исключает возможность налогоплательщика исполнить обязанности в размере, который установил закон.
Отметим, когда налоговики пропустили срок на взыскание пеней, 13-й ААС признал их перерасчет незаконным.

 

Читайте в КонсультантПлюс:
Сегодня
План ФХД: с 17 октября действует обновленная форма и требования
Приказ Минфина России от 30.06.2026 N 84н.
Сегодня
ФНС обновила форму декларации по ЕСХН
Приказ ФНС России от 03.09.2026 N ЕД-1-3/654.
Сегодня
Увеличение штрафов и новые наказания: обзор поправок к НК РФ
Правительство предлагает ужесточить налоговую ответственность за ряд нарушений. Это выразится в повышении штрафов. Также хотят ввести новые наказания. Планируется, что большинство изменений заработают 1 января 2027 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.
Сегодня
Распределение имущественного налогового вычета между супругами при покупке недвижимости в 2026 году
Супруги при покупке квартиры, земли и иной недвижимости могут получить имущественный вычет по НДФЛ. На практике часто возникают вопросы: кто из супругов может заявить налоговый вычет, как его распределяют, может ли муж получить вычет за квартиру жены, и другие.
08 октября
Подборка интересных судебных споров за III квартал 2026 года для бухгалтера бюджетной организации
На работу бухгалтера могут повлиять не только нормативные документы и разъяснения ведомств, но и судебные акты. В прошедшем квартале суды рассмотрели много споров. Расскажем про самые интересные.