(495) 956-08-80
Войти

Новости

28 янв. 2025

Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ: интересная практика за 2023 - 2024 годы

Может ли перечень случаев неконкурентной закупки охватывать любые потребности заказчика? Признают ли прямую сделку антиконкурентным соглашением, если для ее заключения не было объективных причин? Какие основания для закупки у единственного поставщика не стоит включать в положение о закупке?

Перечень оснований неконкурентной закупки не должен охватывать всю сферу деятельности заказчика

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что в положении о закупке нельзя закрепить перечень оснований для проведения неконкурентных процедур, который охватывает почти всю сферу деятельности заказчика.

Это приводит к дискриминации и ограничению конкуренции, поскольку позволяет привлекать исполнителя без торгов независимо от наличия конкурентного рынка.

Подход разделяют Владимирское и Воронежское УФАС.

 

Необоснованное заключение прямой сделки могут признать антиконкурентным соглашением

ВС РФ согласился с выводом контролеров о том, что заказчик и его контрагенты реализовали антиконкурентное соглашение. В течение нескольких лет они заключили более 600 прямых договоров без объективных на то причин.

Единую сделку искусственно раздробили. Это нарушило права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести закупки конкурентным способом не доказали.

Суд напомнил, что закупки у единственного поставщика допустимы, в частности, при таких обстоятельствах:

  • низкоконкурентный рынок;
  • ликвидация последствий ЧС;
  • колебание цен в узком диапазоне;
  • закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.

В иных случаях это злоупотребление правом и намеренное уклонение от конкурентных процедур.

К сходному выводу приходили АС Западно-Сибирского и Центрального округов. Их позицию поддержал и ВС РФ.

 

Основания неконкурентной закупки не должны быть универсальными или затрагивать открытый рынок

Марийское УФАС увидело ограничение конкуренции в действиях заказчика, который предусмотрел универсальное основание для проведения неконкурентных процедур – закупка на сумму до 15 млн руб.

Контролеры отметили: основание не было ограничено никакими критериями, кроме ценового, что позволяло проводить прямые закупки в любых случаях и при любых потребностях.

Также не следует включать в положение о закупке основания, которые затрагивают открытые и конкурентные рынки, например:

  • юруслуг – Воронежское УФАС;
  • услуг охраны – Марийское УФАС;
  • строительно-монтажных работ – Краснодарское УФАС;
  • торговли ТС – Татарстанское УФАС.

 

Читайте в КонсультантПлюс:
Сегодня
Национальный режим: Минфин пояснил нюансы ранжирования заявок и неприменения запрета в госзакупках
Ведомство сообщило: если после предоставления преимущества минимальные ценовые предложения участников, подавших и не подавших их, оказались равны, меньший порядковый номер присвоят заявке участника, который подал предложение раньше других.
Сегодня
Установление вновь открывшихся обстоятельств: поправки к АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ внесены в Госдуму
Суды станут считать подделку доказательств, преступление участника дела и ряд иных обстоятельств вновь открывшимися на основании не только приговора, но и, в частности, постановления о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Сегодня
Заполнение приложения к форме П-2 (инвест): Росстат уточнил инструкцию
Ведомство обновило приложение к форме П-2 (инвест) и указания по его заполнению.
16 июля
Калькулятор расчета сроков закупок по закону № 44-ФЗ
В систему КонсультантПлюс включен новый калькулятор "Калькулятор расчета сроков закупок по 44-ФЗ".
16 июля
Налоговики подготовили изменения к декларации по НДПИ
На общественное обсуждение выставили проект изменений к декларации, порядку ее заполнения и формату подачи.