(495) 956-08-80
Войти

Новости

28 янв. 2025

Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ: интересная практика за 2023 - 2024 годы

Может ли перечень случаев неконкурентной закупки охватывать любые потребности заказчика? Признают ли прямую сделку антиконкурентным соглашением, если для ее заключения не было объективных причин? Какие основания для закупки у единственного поставщика не стоит включать в положение о закупке?

Перечень оснований неконкурентной закупки не должен охватывать всю сферу деятельности заказчика

ВС РФ поддержал суды, которые решили, что в положении о закупке нельзя закрепить перечень оснований для проведения неконкурентных процедур, который охватывает почти всю сферу деятельности заказчика.

Это приводит к дискриминации и ограничению конкуренции, поскольку позволяет привлекать исполнителя без торгов независимо от наличия конкурентного рынка.

Подход разделяют Владимирское и Воронежское УФАС.

 

Необоснованное заключение прямой сделки могут признать антиконкурентным соглашением

ВС РФ согласился с выводом контролеров о том, что заказчик и его контрагенты реализовали антиконкурентное соглашение. В течение нескольких лет они заключили более 600 прямых договоров без объективных на то причин.

Единую сделку искусственно раздробили. Это нарушило права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести закупки конкурентным способом не доказали.

Суд напомнил, что закупки у единственного поставщика допустимы, в частности, при таких обстоятельствах:

  • низкоконкурентный рынок;
  • ликвидация последствий ЧС;
  • колебание цен в узком диапазоне;
  • закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.

В иных случаях это злоупотребление правом и намеренное уклонение от конкурентных процедур.

К сходному выводу приходили АС Западно-Сибирского и Центрального округов. Их позицию поддержал и ВС РФ.

 

Основания неконкурентной закупки не должны быть универсальными или затрагивать открытый рынок

Марийское УФАС увидело ограничение конкуренции в действиях заказчика, который предусмотрел универсальное основание для проведения неконкурентных процедур – закупка на сумму до 15 млн руб.

Контролеры отметили: основание не было ограничено никакими критериями, кроме ценового, что позволяло проводить прямые закупки в любых случаях и при любых потребностях.

Также не следует включать в положение о закупке основания, которые затрагивают открытые и конкурентные рынки, например:

  • юруслуг – Воронежское УФАС;
  • услуг охраны – Марийское УФАС;
  • строительно-монтажных работ – Краснодарское УФАС;
  • торговли ТС – Татарстанское УФАС.

 

Читайте в КонсультантПлюс:
29 августа
Стандартный вычет по НДФЛ на детей в 2025 году: размер, порядок получения
Лица с детьми при определенных условиях могут получить стандартный налоговый вычет. Его размер зависит от числа детей и других факторов. На практике часто возникают вопросы: как получить вычет через работодателя и налоговую, какие документы нужны?
29 августа
Готовые решения (Проф) Кадры (отпуск)
Новый продукт для бухгалтера и специалиста по кадрам
29 августа
Госзакупки с авансом по контракту до 80%: Минфин хочет распространить правило на электронику
По проекту получатели средств федерального бюджета станут закреплять в контрактах на поставку радиоэлектронной продукции из спецперечня аванс до 80% в пределах ЛБО.
29 августа
Экспедиторам нужно соблюдать ряд новых подзаконных правил с 1 сентября 2025 года
Если экспедитор выявит в грузе запрещенные предметы и вещества, то в течение часа позвонит в ФСБ или МВД.
28 августа
Готовые решения (Проф) Зарплатные налоги
Новый продукт для бухгалтера