(495) 956-08-80
Войти

Новости

16 марта 2016

Нужен ли в бюджетном учреждении раздельный учет основных средств?

Необходимо ли бюджетному учреждению вести раздельный учет основных средств, облагаемых и не облагаемых налогом на имущество (в бухгалтерском учете)?

По нашему мнению, бюджетное учреждение вправе (но не обязано) ввести дополнительный аналитический учет для организации раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на имущество основных средств.

Если учреждением принимается решение о введении раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на имущество основных средств, то оно должно быть отражено в учетной политике.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

В пункте 4 ст. 374 НК РФ определено, что не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество:
1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ;
3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством порядке;
4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
6) космические объекты;
7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утв. Правительством РФ.

Также в п. 25 ст. 381 НК РФ предусмотрена льгота для организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
• реорганизации или ликвидации юридических лиц;
• передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета для организаций госсектора установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Положениями Инструкции № 157н не предусмотрено обособленное ведение учета основных средств, облагаемых и не облагаемых налогом на имущество.

Вместе с тем согласно п. 1 Инструкции № 157н субъект учета вправе вводить дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов.

Аналогичные нормы содержатся и в п. 4 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

Следовательно, по нашему мнению, учреждение вправе (но не обязано) ввести дополнительный аналитический учет раздельного бухгалтерского учета облагаемых и не облагаемых налогом на имущество основных средств.

При этом положениями п. 3 Инструкции № 157н предусмотрено, что рабочий план счетов и требования к структуре аналитического учета должны быть утверждены в рамках формирования учетной политики учреждения.

Таким образом, если учреждением принимается решение о введении раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом на имущество основных средств в бухгалтерском учете, такое решение должно найти свое отражение в учетной политике.

Л.Б. Чернышева,
эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
Группы компаний «Ю-Софт»

01 декабря
Конкурс "Профессионал года - 2025" открыт!
В этом году в честь юбилея конкурса мы добавили новые номинации. Помимо участия в традиционных личных номинациях, совместно с коллегами Вы сможете побороться за звание «Лучшего отдела года»!
04 декабря
Утверждена национальная модель целевых условий ведения бизнеса
Правительство запланировало много мер, чтобы до 2030 года включительно упростить разные аспекты деятельности. Речь идет о регистрации бизнеса, разрешении споров, налогах, трудовых отношениях, недвижимости, интеллектуальной собственности, закупках, банкротстве и пр.
04 декабря
Сверка расчетов по ЕНС (ЕНП) для завершения 2025 года: Минфин дал рекомендации учреждениям
Ведомство рассказало, как и когда проводить годовую сверку расчетов по платежам в бюджет. Указало сроки подачи уведомлений по НДФЛ, взносам и имущественным налогам, а также крайние даты платежей по ним.
04 декабря
СФР: как выйти на работу по внутреннему совместительству и не потерять пособие по уходу за ребенком
Ведомство отметило, что сейчас по закону нельзя у одного страхователя одновременно быть в отпуске по уходу за ребенком и работать на неполную ставку или на дому.
03 декабря
Скидки на маркетплейсах: ФНС пояснила, как продавцам считать выручку для налога на прибыль, НДС, УСН
Налоговики ответили на вопрос о том, как продавцам определять выручку, если размер скидки они узнают только из отчета маркетплейса.