В 2015 году вступили в силу изменения в земельное законодательство: Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие нормативно-правовые акты.
|
Изменения в Нормативных актах
|
|
Новые возможности по приобретению земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
|
Статья: Новые возможности в связи с перераспределением земельных участков (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)
- ст. 39.28, «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
- ФЗ № 171-ФЗ предусматривает возможность перераспределения не только земельных участков друг с другом, но также земельных участков и земель, находящихся в публичной собственности («неразмежеванной территории»). При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Иными словами, в таком случае фактически происходит увеличение площади частного земельного участка за счет земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности
- ст. 39.29, «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
- Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основе соглашения, которое заключается с уполномоченными на распоряжение землями органами власти
- Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с публичными землями или земельными участками, осуществляется за плату, размер которой определяется публичными собственниками за свои земельные участки, а субъектами Федерации - в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
|
Изменение в системе приобретения прав на публичные земли
|
Статья: Изменения в системе приобретения прав на публичные земли (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)
- Новое законодательство расценивает аукцион как общее правило приобретения прав на публичные земли для строительства коммерческой недвижимости с гораздо более детальным регулированием соответствующих процедур. На бесторговое приобретение публичных земель можно будет рассчитывать только в ограниченном числе случаев, исчерпывающим образом описанных в Земельном кодексе РФ (например, п. 2 ст. 39.6 ). В частности, речь идет о масштабных инвестиционных проектах, подпадающих под критерии, установленные на федеральном и региональном уровнях. Органы местного самоуправления и государственной власти, которые распоряжаются землями, находящимися в публичной собственности, лишаются права устанавливать перечень случаев, когда предоставление участков осуществляется исключительно на торгах ( п. п. 1.1 и 1.2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации действуют до 1 марта 2015 г.).
- Важно отметить, что, помимо предоставления участков в аренду и собственность, вводится возможность заключения соглашения о сервитуте, а также использования участка без предоставления и сервитута. Выбор того или иного способа приобретения права на использование публичных земель (например, заключение договора аренды или соглашения об установлении сервитута) будет зависеть прежде всего от самой намечаемой деятельности. Кроме того, новый по своей сути институт перераспределения земель означает дополнительные возможности приобретения публичных земель для частных собственников земельных участков.
|
Предоставление земельных участков |
Статья: Предоставление земельных участков по новому законодательству (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)
- Закон формально исключает понятия выбора участка и предварительного согласования места размещения объекта, хотя фактически оно в усеченном виде сохраняется в рамках подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Порядок подготовки и утверждения такой схемы будет регулироваться на федеральном уровне гораздо более подробно, чем сейчас ( ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).
- Среди наиболее существенных новелл предоставления земельных участков на торгах можно назвать следующие:
- унификация правил проведения аукционов в отношении земельных участков для строительства жилой и нежилой недвижимости;
- исключение конкурса как формы проведения торгов в отношении публичных земельных участков;
- законодательное закрепление возможности проведения аукциона по инициативе частного лица, однако такая возможность не распространяется на территории населенных пунктов и городов федерального значения;
- начало ведения реестра недобросовестных участников аукциона, в который будут попадать лица, выигравшие аукцион (его единственные участники), но не заключившие договор аренды или купли-продажи;
- нормы о проведении аукционов в электронной форме как об общем правиле, которые вступят в силу после принятия соответствующего федерального закона.
|
Какие заявления можно подать в электронной форме |
Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- С 1 июня 2015 г. юрлицо или гражданин сможет подать в форме электронного документа заявление о предварительном согласовании предоставления или о предоставлении, например, в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
- Аналогичная возможность появится и в случае направления следующих заявлений:
- об утверждении схемы расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане территории;
- о проведении аукциона на право аренды или по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
|
Федеральная кадастровая палата разъясняет |
<Письмо> ФГБУ «ФКП Росреестра» от 06.02.2015 № 10-0229-КЛ «Об изменениях в законодательстве»
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» считает необходимым обратить внимание на Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Внесены изменения в том числе в статью 11.3 Земельного кодекса, определяющую порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
|
Важные законы Москвы и Московской области в сфере регулирования земельных отношений |
Закон г. Москвы от 01.04.2015 № 13 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве»
- Значительная часть этого Закона устанавливает многочисленные дополнительные (по сравнению с Земельным кодексом РФ) основания для отказа в предоставлении земельных участков в городе Москве. Отметим, что сама по себе такая возможность федеральным законодательством предусматривается ( части 29 - 32 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Закон Московской области от 18.03.2015 № 27/2015-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Московской области, муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов» (принят постановлением Мособлдумы от 05.03.2015 № 7/118-П)
- Данный Закон , как следует из его названия, определяет случаи, когда возможно предоставление в аренду публичного земельного участка без проведения торгов, т.е. исключения из общего правила передачи участков в аренду на аукционе ( пункты 1 , 2 ст. 39.6 ЗК РФ). Это допускается, например, при реализации масштабного инвестиционного проекта.
Статья: Важные законы Москвы и Московской области в сфере регулирования земельных отношений (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015) {КонсультантПлюс}
|
Изменения по земельному налогу |
«КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года»
- С 1 января 2015 г.:
- физлица должны уплачивать земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом ( абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.;
- в случае если кадастровая стоимость земельного участка изменена при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления земельного налога применяется начиная с периода, в котором была допущена указанная ошибка ( абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);
- если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете земельного налога начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр ( абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ);
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом обложения земельным налогом ( пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ);
- начиная с периода 2015 г. индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, направленных инспекцией ( гл. 31 НК РФ).
Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 (ред. от 01.04.2015) «О земельном налоге» {КонсультантПлюс} |
Актуальные материалы в СПС КонсультантПлюс
Пресса и книги
|
- Статья: Земельный налог: изменения в порядке определения налоговой базы связаны с кадастровой стоимостью (Сиротина Е.А.) («Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2014, № 11) {КонсультантПлюс}
- Статья: Изменения в системе приобретения прав на публичные земли (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015) {КонсультантПлюс}
- Статья: Обзор некоторых новых изменений земельного законодательства, вступающих в силу с 1 марта 2015 г. (Вагина О.В.) («Бизнес, Менеджмент и Право», 2014, № 2) {КонсультантПлюс}
- Ситуация: Какие льготы предусмотрены по земельному налогу? («Электронный журнал «Азбука права», 2015)
- Ситуация: Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? («Электронный журнал «Азбука права», 2015) {КонсультантПлюс}
- ст. 387, «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации» (часть вторая) (5-е издание, переработанное и дополненное) (Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н.) (под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой) («ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2015) {КонсультантПлюс}
- Статья: Земельный налог для физических лиц - снижение налоговой базы, льготы, уведомление, ответственность (Семенихин В.В.) («Налоги» (газета), 2013, № 24) {КонсультантПлюс}
- <Информация> Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» {КонсультантПлюс}
- Статья: Масштабные изменения земельного законодательства с 1 марта 2015 г. (Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Недвижимость и строительство) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015) {КонсультантПлюс}
|