Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Какая ответственность предусмотрена для государственного бюджетного учреждения, работающего в рамках Закона № 44-ФЗ "О контрактной системе ..." при заключении им контракта сроком более чем на 1 год?
Ответ:
Должностные лица государственного бюджетного учреждения могут быть привлечены к административной ответственности. Контракт может быть признан судом недействительным по заявлению заинтересованных лиц.
Обоснование:
Согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» бюджетные учреждения осуществляют закупки товаров, работ и услуг в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Основанием для осуществления закупок являются планы-графики, разрабатываемые ежегодно на один год (ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Государственные контракты, заключенные в соответствии с планом-графиком, оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК РФ). В случае доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств на срок более года, он вправе при осуществлении закупки заключать государственные контракты на срок более одного года – такие разъяснения содержит Письмо ФАС России от 14.07.2014 № АД/28082/14.
П. 3 ст. 219 БК РФ устанавливает, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения контрактов и иных договоров. Заключая договор на сумму, превышающую утвержденные лимиты, государственное бюджетное учреждение нарушает порядок принятия бюджетных обязательств, за что его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей (ст. 15.15.10 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10, вправе составлять инспектора Счетной палаты РФ и уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ. Полномочиями по рассмотрению дел по статье 15.15.10 КоАП РФ обладают органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7.1 КоАП РФ). В соответствии с пунктом 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Казначейство России осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона, является оспоримой, т.е. она может быть признана судом недействительной по заявлению любого заинтересованного лица (ст. 166 ГК РФ). Каждая из сторон недействительной сделки обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость (ст. 167 ГК РФ).
С иском о признании недействительным государственного контракта могут обратиться финансовые контрольные органы соответствующего субъекта РФ (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2016 № 303-ЭС16-8652 по делу № А24-1877/2015), органы, осуществляющие функции распорядителя бюджетных средств (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.01.2017 № Ф03-6297/2016 по делу № А59-1867/2016), прокурор (Определение ВАС РФ от 08.12.2010 № ВАС-16499/10 по делу № А05-4438/2010), стороны контракта, иные заинтересованные лица.
Таким образом, если государственное бюджетное учреждение заключит контракт на сумму, превышающую доведённый до него лимит бюджетных обязательств, должностные лица учреждения могут быть привлечены к административной ответственности, а сам контракт может быть признан недействительным с применением последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
Автор: Юхаранова М.Г.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос