Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Если организация разместит на щите изображение дивана с фразой «Только у НАС! И только СЕГОДНЯ! Самая лучшая цена!», допускается ли это законом? Является ли это рекламой? Требуются ли какие-либо разрешения?
Ответ:
В данной ситуации фраза «Только у НАС! И только СЕГОДНЯ! Самая лучшая цена!» является рекламой. Распространение наружной рекламы с использованием щита должно осуществляться при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Однако согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О рекламе" реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной, а значит, не допускается действующим законодательством РФ. Изображение дивана с такой фразой на щите не представляется возможным. В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.3 КоАП РФ).
Обоснование:
В соответствии с положением статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рекламой является информация, которая адресована неопределенному кругу лиц - в соответствии с разъяснениями ФАС России это означает, что получающие ее лица не могут быть заранее определены как получатели рекламной информации; она же формирует интерес к объекту рекламирования и способствует продвижению объекта рекламирования на рынке. В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Однако Фраза «Только у НАС! И только СЕГОДНЯ! Самая лучшая цена!» не носит информационного характера, а является рекламой, поскольку подпадает под все признаки рекламы, указанные выше по тексту.
Согласно пунктам 1 и 9 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Таким образом, размещение рекламы с использованием щитов требует получения соответствующего разрешения.
Как следует из пункта 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Реклама же, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, считается недобросовестной (пункт 2 вышеназванной статьи). Также данная реклама является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (пункт 1 указанной статьи).
На основании вышеизложенного, реклама, содержащая фразу «Только у НАС! И только СЕГОДНЯ! Самая лучшая цена!» является недобросовестной, и размещение ее не является допустимым в силу законодательства о рекламе.
Автор: Е.С.Демидкина
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос