Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Организация занимается интернет торговлей. В соответствии с условиями продаж, размещённых на сайте, регистрация гражданина на данной сайте расценивается как автоматическое согласие на получение рассылок рекламного характера, при этом для отказа от такой рассылки покупателю необходимо дополнительно сообщить об этом продавцу. Не будет ли такое условие нарушать Закон о рекламе?
Ответ:
Получение указанным способом согласия свидетельствует об отсутствии каких-либо действий со стороны абонента, выражающие согласие на получение информации рекламного характера, а значит не отвечает требованиям Закона о рекламе. Распространение самой рекламы при таких условиях может повлечь привлечение рекламораспространителя к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Обоснование:
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Положения данной статьи устанавливают, что для распространения рекламы по сетям электросвязи в обязательном порядке требуется получить согласие адресата, в противном случае подобная рассылка может повлечь привлечение рекламодателя к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушений.
Рассмотрим, что же в данном случае должно представлять из себя само согласия и будет ли указанное условие отвечать требованиям Закона о рекламе.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 15 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
В соответствии с позицией ВАС РФ, согласие адресата должно быть получено на распространение именно рекламы, а обязанность доказывать наличие такого согласия возложена на рекламораспространителя. При этом, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, стабильности публичных правоотношений, а также в целях защиты прав и законных интересов абонента как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях, при получении такого согласия абоненту должна быть предоставлена возможность прямо и недвусмысленно выразить свою волю на получение рекламы путем осуществления специальных действий, направленных на подтверждение согласия получения рекламы: такое согласие не может быть опосредованным и обусловленным ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П).
Предоставленное право распространителю получать согласие абонента в любой форме не свидетельствует о его безграничном усмотрении в разрешении этого вопроса и оканчивается там, где начинаются права абонентов на выражение своего непосредственного согласия на получение рекламы до начала ее демонстрации, как отдельного осознанного действия. Обратное приведет к злоупотреблениям со стороны распространителей рекламы при навязывании получения информации рекламного характера.
Исходя из позиций Высших судов, рассмотрение факта регистрация абонента на сайте как автоматическое согласие на получение рассылки рекламного характера не будет отвечать тем условиям, при которых абонент может выразить свое согласие, поскольку какие-либо действия по выражению воли на получение рекламы отсутствуют.
Получение указанным способом согласия абонента на получение рассылок является незаконным, не отвечает требованиям Закона о рекламе, а распространение самой рекламы при таких условиях может повлечь привлечение рекламораспространителя к административной ответственности пор ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Автор: С.А.Савельева
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос