Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Можно ли на сайте организации, занимающейся туристической деятельностью и обучением за рубежом для частных лиц публиковать цены в иностранной валюте, касательно именно этих услуг?
Ответ:
Организация не вправе указывать в рекламе цену объекта рекламирования только в иностранной валюте, т.к. это будет являться нарушением требований действующего законодательства. Стоимостные показатели в иностранной валюте могут быть указаны только наряду с указанием общей стоимости туристского продукта в рублях.
Обоснование:
Согласно п. 1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 140 ГК РФ).
В случае необходимости стоимостные показатели дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон (п. 2 ст. 317 ГК РФ). Аналогичные нормы продублированы в п. 7.1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Статья 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относит цену туристского продукта. При этом, в данной статье подчеркивается, что общая цена туристского продукта должна быть указана в рублях. Аналогичные требования содержатся в п. 13 Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
Нарушение законодательства о рекламе влечет признание рекламы ненадлежащей в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О рекламе». За нарушение законодательства о рекламе организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения административного штрафа на должностное лицо - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридическое лицо - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Примером судебного решения о привлечении организации к ответственности за распространение ненадлежащей рекламы о реализации туристических путевок по стоимости, указанной в иностранной валюте может служить Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу № А70-8566/2008 и Постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2008 по делу № А65-27214/2007-СА3-44.
Таким образом, в рекламе туристических услуг и услуг по обучению за рубежом частных лиц допустимо приводить стоимостные показатели на сайте организации в иностранной валюте, но с указанием общей стоимости туристского продукта в рублях, как того требует действующее законодательство.
Автор: О.И.Есипёнок
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос