Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
ФГБУ в Московской области на праве оперативного управления принадлежит линия электропередач. 26 мая 2019 г. лесной инспектор Московской области выдал предписание по устранению нарушения, выразившееся в засорении лесного участка в месте расположения линии электропередач (оставление горючих материалов). Обязан ли ФГБУ содержать лесной участок, выделенный для размещения линии электропередач, при наличии заключенного им с ООО «Ромашка» договора на выполнение работ по расчистке участка от древесно-кустарниковой растительности?ительности?
Ответ:
Обязан, несмотря на наличие заключенного с ООО «Ромашка» договора.
Обоснование:
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со ст. 21 ЛК РФ (ч. 1 ст. 45 ЛК РФ).
На основании п. 11 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 г. № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» в целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов. Вместе с тем, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц (п. 16 Приказа).
При содержании просек законодательство обязывает пользователей содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах (п. 23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»)). Таким образом, на ФГБУ, как на пользователя леса, возложена обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса, в том числе, по содержанию просек в пожаробезопасном состоянии.
Согласно п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 (ред. от 17.04.2019)) срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров (п. 31 Правил). Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (п. 34 Правил). При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 35 Правил). Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38 Правил).
Кроме того, Постановлением Губернатора МО от 15.04.2019 г. № 167-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установления особого противопожарного режима на территории Московской области» (вместе с «Перечнем населенных пунктов Московской области, граничащих с лесными участками, подверженных угрозе лесных пожаров, в 2019 году») с 01 мая 2019 года установлен особый противопожарный режим на территории Московской области, который длится по настоящее время. Таким образом, если ФГБУ допущено нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах в период действия режима повышенной готовности, то выданное лесным инспектором Московской области предписание является законным (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.05.2019 г. № Ф05-7245/2019 по делу № А41-74861/2018 – ФГБУ
было допущено нарушение в период особого противопожарного режима, установленного еще Постановлением Губернатора Московской области от 17 апреля 2018 года № 155-ПГ «Об особом противопожарном режиме на территории Московской области»).
При этом, заключение с ООО «Ромашка» договора на выполнение работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности не освобождает ФГБУ от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи. Десятый арбитражный апелляционный суд от 05.06.2019 г. № 10АП-3158/2019 по делу № А41-74535/18 отметил, что, являясь лицом, в оперативном управлении которого находятся линии электропередач, расположенные на спорном лесном участке, ФГБУ обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении работ по расчистке просеки, и, следовательно, несет ответственность в случае нарушения данных требований. Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 г. № 10АП-3158/2019 по делу № А41-74535/18).
На основании вышеизложенного, засорение лесного участка горючими материалами является нарушением лесного законодательства, а обязанность по устранению допущенного нарушения лежит именно на ФГБУ, несмотря на наличие заключенного им договора с ООО «Ромашка».
Автор: Е.С.Демидкина
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос