Банк экспертных заключений
Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.
Подрядная организация намерена разместить на своем сайте в Интернете информацию о выполненных ею заказах и о клиентах, для которых они были сделаны, в том числе товарные знаки таких клиентов. Необходимо ли организации получить разрешение от клиентов на размещение их товарных знаков на ее сайте, если виды выполняемых организацией работ, оказываемых услуг и реализуемых товаров не совпадают с теми, для которых зарегистрированы такие товарные знаки?
Ответ:
Подрядная организация обязана получить разрешение от клиентов на размещение их товарных знаков на ее сайте, несмотря на то, что виды выполняемых организацией работ, оказываемых услуг и реализуемых товаров не совпадают с теми, для которых зарегистрированы такие товарные знаки.
Обоснование:
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования – это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 закона о рекламе).
Следовательно, подрядная организация намерена разместить на своем сайте в Интернете информацию о выполненных ею заказах и о клиентах, для которых они были сделаны, в том числе товарные знаки таких клиентов, в целях рекламы собственных товаров, работ и услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Однако, как следует из положений п. 1 ст. 1484 ГК РФ данный перечень способов использования товарного знака не является исчерпывающим.
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если ГК РФ не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
Например, согласно ст. 1487 ГК РФ возможно без согласия правообладателя использование товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Но в данном случае порядная организация использует товарные знаки клиентов не в отношении введенных в оборот товаров, а для своей рекламы.
Таким образом, подрядная организация обязана получить разрешение от клиентов на размещение их товарных знаков на ее сайте, несмотря на то, что виды выполняемых организацией работ, оказываемых услуг и реализуемых товаров не совпадают с теми, для которых зарегистрированы такие товарные знаки.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 № 13АП-32151/2016 по делу № А56-25855/2016.
Автор: Ю.Н.Чистякова
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
Задать вопрос